Способы вязки арматуры
Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:
- Вязка проволокой.
- Сварка.
- Пластиковые хомуты.
Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?
Преимущества и недостатки соединения сваркой
Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.
Подобный метод имеет некоторые недостатки:
- Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
- Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
- Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.
Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.
Плюсы и минусы соединения методом вязки
Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:
- Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
- Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
- Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
- Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
- Себестоимость работы намного ниже.
Пример вязки сетки из арматуры проволокой.
Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.
Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами
Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры. Недостатки, у данного способа следующие:
- Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
- Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
- Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
- Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
- Температура. Лопаются при отрицательных температурах.
На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.
Установка арматуры по всему периметру ленточного фундамента
Опалубка готова, теперь можно переходить к самому ответственному процессу – армированию фундамента своими руками. Используют стальную и стеклопластиковую арматуру, мы остановимся на первом варианте, поскольку так будет намного дешевле. Нам потребуется приобрести следующие материалы:
- продольная арматуры толщиной 14-18 мм (среднее значение, ваш проект может быть другим);
- поперечные и вертикальные прутья диаметром 10-12 мм;
- вязальная стальная проволока;
- хорошие плоскогубцы или пассатижи для манипуляций с проволокой (или очень крепкие руки).
Важно: крепить арматуру необходимо именно вязальной стальной проволокой, поскольку она имеет низкий коэффициент растягивания и достаточно прочная. Это существенно упростит сбор конструкции, но на прочность фундамента проволока не влияет, она только фиксирует арматуру до заливки фундамента. ШАГ 1: делаем расчёты и закупаем материалы
ШАГ 1: делаем расчёты и закупаем материалы
Высчитать, сколько надо материалов, очень легко. Поперечные прутья кладутся на расстоянии около 30 сантиметров (небольшие погрешности не страшны), продольная парная арматура через каждые 40 сантиметров высоты (не забываем первый раздел), а вертикальная – через 60 см. Длину стены делим на количество поперечин и количество «ярусов» продольной арматуры. Рассмотрим на примере фундамента 10х10 метров и высотой 120 см:
ШАГ 1: делаем расчёты и закупаем материалы. Высчитать, сколько надо материалов, очень легко. Поперечные прутья кладутся на расстоянии около 30 сантиметров (небольшие погрешности не страшны), продольная парная арматура через каждые 40 сантиметров высоты (не забываем первый раздел), а вертикальная – через 60 см. Длину стены делим на количество поперечин и количество «ярусов» продольной арматуры. Рассмотрим на примере фундамента 10х10 метров и высотой 120 см:
- 1000 см: 30 см = 33 (количество поперечных прутьев на 1 ярусе);
- 33 х 3 = 99 (количество поперечных прутков на 1 сторону);
- 99 х 4 = 396 (все прутки на 4 стороны).
Теперь 396 умножаем на ширину фундамента (пусть он будет у нас 70 см): 396 х 70 = 27720 см. 277 метров прутков надо купить. Аналогичные расчёты проводим для продольной арматуры:
- 1000 х 2 = 2000 (один ярус);
- 2000 х 3 = 6000 (сторона);
- 6000 х 4 = 24000 см (необходимо приобрести 240 метров).
И, конечно же, вертикальные элементы. Их будем ставить с обеих сторон фундамента с частотой через одну поперечную перемычку, то есть, через 60 см:
- 2 х 17 = 34 (штук на 1 сторону);
- 34 х 4 = 136 (штук на все основание);
- 136 х 120 см = 16320 см или 163 метра.
Подставляем параметры вашего строения в пример и получаем правильный расчет элементов для армирования ленточного фундамента дома. Не забудьте 5-8% на «всякий пожарный».
ШАГ 2: У вас на дне траншеи уже есть 5-6 см бетона для выравнивания? Пропускайте этот шаг. Если же нет, засыпаем 15 см песка, затем 5 см бетона, выравниваем все, не забываем о коммуникациях и месте под них. Если нет желания возиться, можно просто на дно положить плотную ПВХ пленку. Основная задача этого шага – выровнять землю и задержать немного воду, которая появится после заливки бетона.
ШАГ 3: вязка арматуры для ленточного фундамента. Делать ее можно в траншее или рядом, если там неудобно разворачиваться либо сама траншея слишком узкая по проекту. При «удаленной» сборке сразу необходимо будет продумать способы опускания металла вниз, чтобы не повредить структуру. Рассмотрим, как сделать армирование фундамента своими руками:
- Начинаем с нижних поперечин. Выкладываем их с шагом 30 см, сверху на них кладем 2 продольные арматуры, на «перекрестках» вяжем их между собой проволокой.
- Переходим на вертикальные перемычки. Вертикальный элемент ставим через 1 поперечный, связываем.
- Крепим еще 2 яруса, отступая 40 см вверх.
Примеры неправильной вязки арматуры
Важно: оставляйте по 20 см после каждого соединения, поскольку арматура может немного двигаться при заливке фундамента под его нагрузкой. Не обязательно намертво зажимать вязальную проволоку, можно оставить ее, чтобы немного «играла», так будет правильнее.
4
4
Каркас опускаем в траншею (если сборка была не в ней), отступив по 5 сантиметров от опалубки, фиксируем его любым удобным способом
4. Каркас опускаем в траншею (если сборка была не в ней), отступив по 5 сантиметров от опалубки, фиксируем его любым удобным способом.
Правильная схема армирования фундамента и примеры вязки арматуры
У вас получится 4 «блока», которые будут на длину и ширину одной стороны минус 5 см со всех сторон. Далее рассмотрим, как правильно их крепить между собой и армировать углы, на которые припадает большая часть всей нагрузки.
Классификация
Изделия отличаются классом прочности. В ходе устройства фундамента домов коттеджного типа и других одноэтажных сооружений чаще используют металлические, классов А240 и А400 (А500С).
Также различают арматуру:
- Стержневого или проволочного вида.
- Периодического или гладкого профиля.
Проволочную, согласно технологии, используют для хомутов, вязки каркаса и т.п. В качестве рабочей применяются только стержни. А периодический профиль обеспечивает лучший контакт с бетоном, включая его в совместную работу. От гладкопрофильной бетон может отслоиться.
Арматура подразделяется на:
- Рабочую (чаще – продольная) – главная, необходима для восприятия основных усилий от нагрузок, классом А400 или А500. Обычно диаметр ее больше остальных.
- Конструктивную – служит для распределения нагрузок по прутьям, для включения их в совместную работу. Для пространственных связей зачастую используются хомуты.
- Монтажную – для облегчения пространственной сборки каркасов и выравнивания в проектное положение перед бетонированием.
Особенности армирования
При просадке грунта, в зависимости от того, случилось это по краям основания или посередине – растягивающие напряжения в теле конструкции могут возникнуть как сверху, так и снизу. Поэтому по правилам необходимо создать два пояса, в верхней и нижней части фундамента соответственно. Пояса состоят из нескольких прутьев рабочей арматуры, согласно инструкции их необходимо объединить между собой поперечными связями или хомутами, которые должны обхватывать продольные стержни с внешней стороны.
Конструктивные правила к армированию, изложенные в СП 63.13330.2012 в пункте 10.3, направлены на то, чтобы максимально обеспечить совместную работу арматуры с бетоном, а именно:
- Защитный слой бетона. Его величина должна быть такой, чтобы свободно можно было выполнить стыки стержней, и достаточной для предохранения от внешней среды (во избежание образования ржавчины). Для фундаментов, залегающих ниже поверхности грунта, минимальный защитный слой бетона составляет 4 см, чаще применяют 5, для рабочей арматуры он может достигать 7 см.
- Расстояние в свету. Между прутьями должны быть обеспечены зазоры, которые не будут препятствовать укладке бетонной смеси (она густая, и зачастую со щебнем или другим наполнителем, зазор между стрежнями должен быть больше фракции наполнителя, и такой, чтобы раствор беспрепятственно заполнял все пространство, без образования пустот). Расстояние между прутками в свету не должно быть меньше самого большого из используемых диаметров стержня, при этом не менее 50 мм для нижней арматуры, и не менее 25 мм для верхней.
- Продольная армировка. Расчет сводится к определению ее процента в теле конструкции. Общая площадь сечения рабочих прутьев должна составлять не менее 0,1% от площади сечения фундамента. Для 120х50 см=6000 см2, 0,1% от него – 6 см2. Теперь подбирается диаметр по сечению, например, это может быть 6 прутков 12 (по 3 штуки в верхнем и нижнем поясе) или 4 с d=14 (по 2 вверху и внизу). На участках Т-образного примыкания процент армирования рекомендуется увеличить до 0,4%.
В таблице приведена площадь поперечного сечения согласно ГОСТ 5781-82:
Диаметр | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
Поперечное сечение см2 | 0,283 | 0,503 | 0,785 | 1,131 | 1,54 | 2,01 | 2,54 | 3,14 |
Шаг между прутьями – не более 400 мм. По верхнему и нижнему поясу фундамента должно быть заложено по 2 рабочие арматуры как минимум, связанных между собой хомутами или отдельными поперечными стержнями, обычно меньшего диаметра.
- Поперечное армирование. В вязаных каркасах диаметр должен быть не менее 6 мм, а также не менее 0,25 от продольных прутьев. Шаг – не более 15 диаметров.
- Соединения. Стыки можно закреплять при помощи вязальной проволоки, сварки или муфт. Для снижения потерь по прочности при продольном соединении рекомендуется делать перепуск не менее чем на 250 мм в одну сторону. Сварные соединения нужно производить согласно ГОСТ 14098. При соединении муфтами – они должны быть той же несущей способности, что и арматура.
- Гнутые стержни. Во избежание разрушения прутов и бетона в этих местах существуют требования по минимальным диаметрам ее загиба.
Для периодического профиля диаметр загиба должен быть не менее 5 диаметров самой арматуры, а для гладкопрофильной – не менее 2,5.
Схема монтажа
Усиление ленточного фундамента производится, как правило, с помощью металлического арматурного каркаса, собранного сварным способом или связанного специальной мягкой стальной проволокой.
Рабочие стержни устанавливаются в горизонтальном положении таким образом, что в сечении образуют прямоугольник со сторонами, на 10 см меньшими, чем ширина и высота бетонной ленты.
Такое соотношение обеспечивает глубину погружения прутков в бетон, при которой несущая способность достаточно высока, но материал надежно защищен от коррозии. Вертикальная арматура служит для фиксации несущих стержней в нужном положении во время заливки и затвердения бетона.
Оба этих процесса вызывают значительные нагрузки, поэтому от прочности соединения зависит качество армирования.
Фото чертежа:
Как правильно выбрать диаметр арматуры
Существует достаточно точный способ определения сечения арматуры. Вычисляется площадь сечения ленты (произведение ширины на высоту), результат умножается на 0,001. Полученное значение является суммарной площадью сечения арматурного каркаса.
Остается по таблицам подобрать нужный диаметр прутков с учетом конструкции решеток.
Согласно требованиям СНиП, расстояние между крайними горизонтальными прутками не должно быть более 40 см. Поэтому для ленты шириной в 30, 40 или 50 см горизонтальные решетки будут состоять из двух стержней.
Обычно строители не производят сложных расчетов, используя для данных размеров соответственно 10, 12 и 14-мм стержни. Ширина ленты 30-50 см является наиболее распространенным вариантом, поэтому поведение материала изучено достаточно хорошо, и такой выбор имеет немалый запас прочности.
Выбор поперечной (вспомогательной) арматуры производится по принципу достаточности — диаметр тонких стержней не должен быть менее половины диаметра рабочей арматуры. Обычно руководствуются этим требованием.
Заливаем бетон на каркас
https://youtube.com/watch?v=cBFVZYkn-T0
Только что мы разобрались, как армировать фундамент, теперь рассмотрим, как правильно заливать бетон, чтобы не нарушить целостность и повысить прочность конструкции. Первым делом надо сделать хорошую основу. Для этого под первым поясом обвязки насыпаем 5 сантиметров битого кирпича или шлакоблока. Далее заливаем жидким раствором, чтобы он хорошо проник во все щели, обеспечил максимальную прочность подошвы.
Металл заливают как минимум на 8-10 сантиметров, чтобы он не был около края, иначе фундамент будет разваливаться при среднестатистической нагрузке. На общую прочность это не повлияет, а вот цоколь потеряет свой внешний вид – края будут крошиться.
Инструментарий и сами материалы для вязки
Проволока для вязки арматуры это самый необходимый элемент. Именно от неё зависит качество зафиксированности узлов. Для этого применяют проволоку обожжённого типа. У неё высокие показатели на разрыв, плотное прилегание к основанию арматуры. К тому же она эластична, поэтому будет отлично гнуться. Для самого процесса вязки пригодятся специальный вязальный пистолет, крючки и фиксаторы.
Наконец крючок возможно купить в магазине, либо изготовить самим для этого нужна рельефная арматура. Применение петель повышает надёжность и это крайне просто. Обучение вязанию происходит очень быстро, а вероятность ошибки сводится к нулю.
Арматурные каркасы для фундаментов
Одним из частых применений арматурного каркаса являются работы по устройству различных фундаментов. В таких конструкциях наилучшим образом проявляются свойства и характеристики каркасов:
- возможность выполнения фундаментов в стесненных условиях городской застройки. Достигается увеличением прочности и несущей способности конструкции при меньших размерах;
- сокращение сроков строительства. Происходит благодаря удобству использования и увеличению скорости набора конструкцией фундамента прочности, позволяющей приступить к продолжению работ;
- увеличение производительности труда.
По сути, арматурный каркас выполняет в общей конструкции фундамента роль скелета. Армирование различных видов фундамента также несколько отличается друг от друга. Невысокая сложность работ вполне позволяет их выполнение собственноручно, без привлечения профессиональных строителей.
Арматурные каркасы для ленточного фундамента
Фундамент ленточного типа достаточно часто применяется в частном домостроении. Изготовление каркаса для него сложнее, чем для других распространенных видов фундамента. Вязание можно выполнять как внутри смонтированной опалубка, так и вне ее, с последующей установкой каркаса на месте использования.
Последовательность выполнения работ:
- сначала укладываются поперечные стержни (их длина на 10 см короче ширины фундамента). Обычно для этого используется арматура, как правило, гладкая, диаметр которой 6-8 мм;
- затем укладываются два стержня арматуры в продольном направлении (ребристая, диаметр от 12 до 16 мм). Таким образом получается каркасный нижний пояс. Здесь и далее – все пересечения должны перевязываться вязальной проволокой. В редких случаях могут использоваться хомуты из пластика;
- устанавливается вертикально в местах соединений арматура (гладкая, диаметр 6-8 мм). Ее высота также на 10 см меньше высоты планируемого фундамента;
- по аналогии с нижним выполняется верхний пояс каркаса, который крепится к вертикальной арматуре.
Каркас устанавливается обычно на куски из труб ПВХ или что-то, сопоставимое по размерам.
Один из возможных вариантов изготовления каркаса приводится на следующем видео:
Арматурные каркасы для плитного фундамента
Вsполнение каркасов для данной конструкции фундамента не представляет особой сложности и несколько менее трудоемко. По большому счету, каркас в этом случае –конструкция из двух сеток, смонтированных друг от друга на расстоянии, которое высчитывается исходя из планируемой толщины плитного фундамента.Дополнительно узнать все о плитах перекрытия можно из этой статьи
Сетки состоят, как правило, из арматурных ребристых стержней диаметром 12-14 мм. Они соединяются перемычками, которые изготавливаемыми из уголка, пластиковых труб и любых других материалов нужного размера, которые не поддаются гниению и способны нести достаточную нагрузку.
Не следует забывать о необходимости защитного слоя бетона толщиной 50 мм со всех сторон арматуры.
Арматурные каркасы для свайного буронабивного фундамента
Для буронабивных свай используется наиболее простая в изготовлении конструкция. Она состоит из 2-4 прутьев арматуры с ребристой поверхностью (обычно применяется диаметр 12 мм). Длина прутьев принимается из расчета необходимости выпуска на 30-50 см сверху сваи. Соединение прутьев в каркас выполняется круглыми или треугольными хомутами. Часто используются готовые каркасы заводского изготовления, что неудивительно, так как конструкция буронабивных свай достаточно однотипна и стандартизирована.
Возможный вариант изготовления арматурного каркаса для свай содержится в следующем видео:
Представить современное строительство без широкого использования арматурных каркасов практически невозможно. Они давно и прочно стали его неотъемлемой частью. Это вовсе неудивительно, учитывая высокие эксплуатационные свойства и характеристики получаемых с их помощью железобетонных и других конструкций.
Существенные требования к соединениям
Во время вязания соединений методом нахлеста без применения сварки правилами определяются некоторые параметры:
- Длина накладки.
- Особенности местонахождения узлов в конструкции.
- Расположение перехлестов по отношению друг к другу.
Как уже было сказано, запрещается размещать арматуру, связанную внахлест, в местах наивысшей нагрузки и максимального напряжения. Располагаться они должны в тех местах железобетонного изделия, где отсутствует нагрузка, либо же она минимальна. Если такой технологической возможности нет, размер соединения выбирается из расчета — 90 сечений (диаметров) стыкующихся прутьев. Технические нормы четко регламентируют, какими должны быть размеры таких соединений. Однако их величина может зависеть не только от сечения. На неё также влияют следующие критерии:
- степень нагрузки;
- марка используемого бетона;
- класс арматуры;
- расположение узлов соединения в конструкции;
- место применения железобетонного изделия.
В тех случаях, когда используется вязальная проволока, дистанция между стержнями нередко принимается равной нулю
Основополагающим условием при выборе протяженности перехлеста является диаметр арматуры. Следующая таблица может быть использована для удобного расчета размеров стыковки прутьев при вязании без применения метода сварки. Как правило, их размер подводится к 30-кратной величине сечения применяемой арматуры.
Сечение арматуры, см | Размер нахлеста | |
В сантиметрах | В миллиметрах | |
1 | 30 | 300 |
1,2 | 31,6 | 380 |
1,6 | 30 | 480 |
1,8 | 32,2 | 580 |
2,2 | 30,9 | 680 |
2,5 | 30,4 | 760 |
2,8 | 30,7 | 860 |
3,2 | 30 | 960 |
3,6 | 30,3 | 1090 |
Существуют также минимизированные величины связки прутьев внахлест. Они назначаются исходя из прочности бетона и степени давления.
Дистанция между арматурными стержнями, которые стыкуются нахлестом, в горизонтальном и вертикальном направлении обязана быть от 25 мм и выше
В сжатой зоне бетона:
Сечение арматуры (класс А400), см | Класс бетона (прочность) | |||
В/20 | В/25 | В/30 | В/35 | |
Марка бетона | ||||
М/250 | М/350 | М/400 | М/450 | |
Размер нахлеста (в сантиметрах) | ||||
1 | 35,5 | 30,5 | 28 | 25 |
1,2 | 43 | 36,5 | 33,5 | 29,5 |
1,6 | 57 | 49 | 44,5 | 39,5 |
1,8 | 64 | 55 | 50 | 44,5 |
2,2 | 78,5 | 67 | 56 | 54,5 |
2,5 | 89 | 76,5 | 69,5 | 61,5 |
2,8 | 99,5 | 85,5 | 78 | 69 |
3,2 | 114 | 97,5 | 89 | 79 |
3,6 | 142 | 122 | 115,5 | 98,5 |
Перечень измерений на растянутой зоне бетона:
Сечение арматуры (класс А400), см | Класс бетона (прочность) | |||
В/20 | В/25 | В/30 | В/35 | |
Марка бетона | ||||
М/250 | М/350 | М/400 | М/450 | |
Размер нахлеста (в сантиметрах) | ||||
1 | 47,5 | 41 | 37 | 33,0 |
1,2 | 57 | 49 | 44,5 | 39,5 |
1,6 | 76 | 65 | 59,5 | 52,5 |
1,8 | 85,5 | 73 | 74,5 | 59,0 |
2,2 | 104,5 | 89,5 | 89,5 | 27,5 |
2,5 | 118,5 | 101,5 | 93 | 82,0 |
2,8 | 132,5 | 114 | 104 | 92,0 |
3,2 | 151,5 | 130 | 118,5 | 105,0 |
3,6 | 189,5 | 162,5 | 148,5 | 131,5 |
Правильное расположение нахлеста касательно друг друга и всей конструкции имеет колоссальное значение для повышения прочности скелета фундамента.
Требования уже упомянутых выше строительных норм и правил (СНиП) гласят, что расстояние между стыковочными соединениями должно быть более 61 см.
В случае несоблюдения такой дистанции бетонное основание может быть подвергнуто деформациям вследствие всех оказываемых на него нагрузок на этапе сооружения здания, а также во время его эксплуатации.
Филонцев Виктор Николаевич
На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом. Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных. Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.
Виды соединений между арматурными элементами
Для конструирования каркасного остова используют разные типы соединения арматуры. Существует три основных способа стыковки двух арматурных прутьев:
Стыковка арматуры внахлест производится следующим образом:
- с применением вспомогательных деталей: петель, лапок, крючков. Для А1- класса арматуры используются только крюки и петли;
- нахлест армирующих профильных стержней прямыми окончаниями;
- нахлест арматуры с прямыми окончаниями и поперечным соединением.
Механическая стыковка арматуры (МСА) классифицируется следующим образом:
- опрессованная анкеровка арматуры: торцы прутов соединяются внутри стального цилиндра, который обжимается гидравлическим прессом. В результате сталь врезается между ребрами профильной арматуры
- резьбовая: производится с помощью стыковочного цилиндра с нарезанной внутри цилиндрической/конической резьбой. Соответствующая резьба выполнена на концах соединяемых стержней арматуры;
- болтовая: арматура соединяется болтами, вкрученными в тело арматуры через стенку муфты;
- винтовая стыковка производится а помощью муфты, внутри которой нарезана резьба, идентичная профилю арматуры, и закрепляется контргайками.
Сварочное соединение: анкеровка арматуры производится с помощью сварки.
Особенности сборки арматурного каркаса
Схему армирования ленточного фундамента рассчитывают в ходе построения проекта. По требованиям СНиПов, расстояние между горизонтальными поясами не делают больше 400 мм. Шаг установки конструкционных перемычек должен быть равен или меньше 300 мм. Еще один важный момент — расстояние от края детали до начала прутка. Арматуру полностью утапливают в бетон. Если где-то она выйдет на поверхность, неизбежна коррозия металла. Поэтому минимальное расстояние от края бетонной плиты до стального прута — 5 см.
С учетом выстроенной схемы арматуру собирают в единую конструкцию. Разберем особенности этого процесса.
Способы вязки прутков
Свободное движение (или люфт) арматурной сетки внутри конструкции вызовет напряжение, которое скажется на прочности здания. Чтобы этого не произошло, прутки прочно соединяют между собой. Для этого используют три методики.
Армирование углов
Самыми слабыми и уязвимыми участками фундамента-ленты считаются места примыкания стен и углы. Здесь соединяются нагрузки, идущие от разных стен. Чтобы их грамотно перераспределить, используют специальные приемы. Простое соединение стальных стержней не решит задачу, поскольку не перераспределит нагрузку. В результате через некоторое время под воздействием перегрузок железобетон начнет трескаться и крошиться.