Особенности ленточного фундамента для гаража и пошаговая инструкция по возведению

Факторы, определяющие глубину заложения фундамента

При выполнении расчетов глубины фундамента под гараж важно принимать во внимание следующие факторы:

Глубина фундамента

  • Тип грунта.
  • Материал, используемый при возведении стен.
  • Уровень промерзания почвы.
  • Глубина залегания грунтовых вод.
  • Конструктивные особенности строения.

Каждый параметр, учитывающийся при расчетах, следует изучить очень внимательно.

Тип грунта на строительном участке

Любому строителю известно, что прочное и надежное основание можно построить только на твердом устойчивом грунте. Из этого следует, что тип грунта является основным фактором, влияющим на глубину заложения фундамента под гараж.

Крупнообломочные, щебневые, гравийные грунты, а также песчаная почва можно назвать достаточно устойчивыми, поэтому подошва фундамента может располагаться на глубине 80 см.

Грунтовые и сезонные воды

Рассчитывая глубину фундамента под гараж, важно принимать во внимание уровень залегания грунтовых вод. Они размывают бетонное основание, в результате чего появляются трещины в толще фундамента, он постепенно деформируется и разрушается. Поэтому нижняя часть фундамента под гараж должна находиться выше уровня грунтовых вод примерно на 50 см

Поэтому нижняя часть фундамента под гараж должна находиться выше уровня грунтовых вод примерно на 50 см.

Сезонные природные осадки, в частности талые и дождевые воды, также отрицательно воздействуют на фундамент. Для устранения этой проблемы обустраивают дренажную систему, которая отводит от фундамента поверхностные воды. Читайте более подробно о дренаже плитного фундамента.

Промерзание грунта

При расчете фундамента под гараж учитывается глубина промерзания грунта. Этот параметр имеет определенное значение для каждого региона. Точный расчет проводится следующим образом: из специальных таблиц берут данные об уровне промерзания грунта для определенной местности и добавляют к этому значению 20%. К примеру, почва в регионе промерзает на глубину 1,2 метра, следовательно, фундамент закладывают на глубине: 1,2+20%=1,44 метра. Округляя полученное значение в большую сторону, получаем, что для данной местности глубина заложения фундамента составляет 1,5 метра.

Из выше сказанного можно сделать вывод:

Уровни промерзания грунта

  • Глубина фундамента под гараж на участке с глинистым грунтом и близком расположении грунтовых вод должна быть не меньше 1,5 метра.
  • На участках с преобладающими песчаными или гравийными почвами фундамент закладывают на глубину 0,5-0,8 метра.
  • Если грунтовые воды на участке строительства залегают достаточно низко, а почва промерзает на незначительную глубину, подошву фундамента располагают на 0,3-0,4 метра ниже уровня земли. Однако при этом нельзя забывать о песчано-гравийной подушке под фундамент, высота которой должна составлять около 0,4 метра.

Материал, используемый для строительства стен

При выполнении расчетов глубины фундамента нельзя забывать о материале, из которого планируется изготовить стены гаража.

Основательные кирпичные или бетонные стены оказывают на фундамент значительное давление, следовательно, подошва фундамента должна быть заложена на достаточной глубине.

Выбор материала для стен гаража

Под легкие металлические сборные конструкции достаточно возвести обычный мелкозаглубленный фундамент

При этом следует не забывать о таком важном моменте, как утепление мелкозаглубленного фундамента

Конструктивные особенности гаража

Глубина фундамента под гараж также определяется наличием подземных строений и их размером.

При строительстве подвального помещения или смотровой ямы необходимо заглубить подошву фундамента ниже пола подземных строений на 50 см.

Особенности конструкции гаража

Также следует принимать во внимание планируемое расположение коммуникаций. В этом случае основание фундамента должно располагаться ниже входа коммуникационных систем в строение, что помогает избежать давления на линии

Основные работы

Так как самым распространенным и легким в исполнении считается ленточное основание, то на его примере мы и рассмотрим, как залить фундамент под гараж своими руками.

В работе пригодятся следующие инструменты:

  • Рулетка
  • Лопата
  • Бетономешалка
  • Уровень
  • Отвес
  • Ведро
  • Молоток
  • Тачка
  • Колышки
  • Леска или разметочный шнур

Из материалов необходимы:

  • Вода
  • Цемент
  • Гравий
  • Песок
  • Щебень

Разметка

Разметка фундамента

Прежде чем разметить фундамент под гараж, нужно очистить рабочую зону от мусора и плодородного слоя почвы. Затем с помощью колышков необходимо обозначить углы будущего основания гаража. Между забитыми колышками требуется натянуть леску или разметочный шнур вдоль всего периметра планируемого фундамента. Также рекомендуется проложить диагонали полученных углов – в месте их пересечения по наличию кривых углов можно обнаружить погрешности и скосы.

Земляные работы

Траншея для фундамента роется на глубину от 60 см. Ее ширина будет напрямую зависеть от ширины стен в гараже – зачастую она больше на 10-20 см. Копать траншею можно собственноручно, а можно с помощью экскаватора.

Создание подушки

Чтобы фундамент гаража стоял прочно, его основание необходимо укреплять специальной «подушкой». В случае с ленточным фундаментом «подушка» делается из щебня и песка. На дно траншеи насыпается песок крупных фракций и заливается водой. Слой утрамбованного песка должен составлять не менее 10 см. Затем на плотно сдавленный песок насыпается мелкофракционный щебень и также плотно трамбуется. Слой щебня должен быть не менее 10 см.

Опалубка

Залить фундамент под гараж своими руками вовсе не сложно, а вот правильно сделать опалубку самому – дело другое. В процессе выполнения данного задания потребуется максимум внимания и опыта, так как все детали опалубки должны быть выполнены идеально. Потому чаще всего новички заказывают изготовление опалубки у профессионалов. Высота ее должна ровняться высоте фундамента или быть немного выше нее. Материалом для ее изготовления могут послужить доски, ДСП, ФСФ. Изнутри получившуюся конструкцию рекомендуется выложить плотной полиэтиленовой пленкой.

Армирование

Чтобы сделать прочный фундамент под гараж своими руками, желательно армировать его конструкцию. Подобная процедура позволит усилить железобетонное сооружение и защитить его от давления веса гаража и сдвигов грунта. Гараж, фундамент которого будет выполнен из металлической арматуры, считается более устойчивым, чем постройка с арматурой из пластика или композитного прутка. Закрепление прутков между собой лучше выполнять вручную арматурной проволокой и арматурными кусачками. Сварку допускается использовать лишь для арматуры с маркировкой «С».

Металлический каркас фундамента гаража обязательно необходимо располагать внутри бетонной конструкции, так как в результате крошения камня неизбежна коррозия металла. Для закрепления арматуры чаще всего используют специальный стаканы или другие подпорки, которые позволяют ей располагаться на высоте от 5 см от края ленты.

Вначале на дно траншеи на высоте от 5 см укладываются два металлических прутка диаметром в 1см параллельно друг другу. Используя шаг в 40-50 см, прутки нужно периодически скреплять. Затем такие же прутки необходимо расположить вертикально. Их сцепка должна происходить с таким же шагом, как и у горизонтальных прутков. Верхние горизонтальные прутки крепятся уже к установленным вертикальным. Чтобы правильно сделать фундамент под гараж своими руками, и не допустить его разрушения, не стоит забывать о расстоянии от верхнего края ленты до верхних горизонтальных арматур.

Заливка бетона

Чаще всего заливка фундамента осуществляется из самодельного раствора (10кг цемента, 30кг песка, 40кг щебня и 40 л воды). Щебень лучше всего использовать мелкофракционный, так как его легче уплотнять.

Чтобы залитый своими руками фундамент хорошо сцепился, нужно выжидать, пока подсохнет каждый из слоев. Если работы выполняются в холодный период года, не стоит искусственно подсушивать бетон. Если же постройка происходит в очень жаркое время, залитый бетон желательно поливать водой и укрывать от ветра, солнца.

В процессе заливки раствора необходимо следить за тем, чтобы не образовывались пустоты. Для этого можно использовать глубинный вибратор или протыкать залитый раствор острым штыком.

Устройство обычного мелко заглубленного фундамента для гаража

Если планируется своими руками оборудовать в гараже небольшую смотровую яму, то заглубление ленты фундамента должно быть не менее одного метра. Это обеспечит высокую несущую способность основания и предотвратит деформацию основания при земляных работах.

Остановимся на важных моментах строительных работ, которые предотвратят отрицательное действие пучинистого грунта и влаги на ленту фундамента и стены постройки:

  • надо обязательно утеплить снаружи фундамент по опалубке листами экструдированного пеноплекса или пенополистирола по всей высоте ленты, включая цоколь. Толщину пеноплекса выбираем, ориентируясь на климат региона;
  • устройство отмостки (50 см ширина), с утеплением пеноплексом предотвратит промерзание грунта и деформацию кирпичных и бетонных стен гаража;
  • ливневая канализация обеспечит отвод воды от фундамента;
  • дополнительный дренаж на уровне подошвы необходим при высоком залегании грунтовой воды на площадке;
  • обязательно устройство качественной гидроизоляции бетонной ленты при помощи пеноплекса или обычных листов рубероида. Можно использовать и битумную гидроизоляцию.

Если не экономить на гидроизоляции и дренажных работах, то устойчивость, прочность и долговечность фундамента гарантирована.

Выполнение основы под гараж

При выборе строительного материала в виде газобетона, следует знать, что эти элементы сильно впитывают влагу и подвержены быстрому разрушению. Поэтому стены гаража из газобетона еще можно выкладывать, а вот фундаментную основу лучше делать классическим вариантом, то есть ленточным видом.

Так как полученная конструкция строения будет иметь небольшой вес и не сильно большую нагрузку на почву, рыть глубокие траншеи не нужно. Вполне подойдет мелко заглубленное ленточное основание, которое по силам рассчитать и создать своими руками.

Время, для того чтобы сделать фундамент под гараж из пеноблоков, уйдет немного. Основной период ожидания придется на затвердение раствора после окончательной заливки.

Этапы работ выглядят следующим образом:

  • расчеты нагрузки постройки из газобетона на грунт;
  • разметки будущих траншей;
  • выполнение ленты под фундамент;
  • гидроизоляция, армирование и установка опалубочных щитов;
  • заливка бетоном подготовленной основы здания.

Все работы, кроме первичного расчета основного проекта под застройку можно выполнять своими руками. А вот рассчитать нагрузку, когда для постройки применяются легкие материалы, стоит доверить специалистам.

Пошаговая инструкция: как построить фундамент ленточного типа

Рекомендуемая схема действий:

1. Оценка состояния грунта, выбор типа основания.

2. Подготовка простейшего чертежа, расчет и закупка стройматериалов с учетом длины, ширины и глубины заложения ленты, расчистка участка.

3. Разметка постройки: с обязательной проверкой углов и отклонений по диагонали (не более 20-30 мм). Для ограничения внешнего и внутреннего периметров будущего гаража из пеноблоков используются веревки и колья.

4. Копка траншеи и смотровой ямы. Для предотвращения осыпания земли в процессе бетонирования предусматривается запас (10 см по бокам).

5. Настил геотекстиля (рекомендуемый, но необязательный этап). Засыпка и трамбовка не менее 10-15 см крупного песка и 10 щебня мелких фракций. Для упрощения процесса песок советуют смачивать.

6. Монтаж опалубки – деревянных щитов или несъемной (пенополистирол, ППСБ, арболит), к преимуществам последней относят дополнительную функцию утепления.

7. Вязка арматурного каркаса с обязательным отступом от краев на 5 см и шагом в 10-20 см. Чтобы фундамент для гаража прослужил долго, используются металлические прутья с сечением не менее 10-12 мм, игнорировать этот этап или заменять сталь пластиком не рекомендуется.

8. Замес или заливка готового бетона. Оптимальные пропорции при применении портландцемента М400 – 1:3:4 (цемент, песок, щебень, соответственно), для снижения доли воды на 1 м3 раствора советуют добавить 75 г пластификатора. Бетон распределяют послойно, через каждые 20 см его трамбуют. Самому правильно залить фундамент (цельным монолитом в один день, без высыхания промежуточных слоев) сложно, на данном этапе нужны силы как минимум 2 человек.

9. Затвердевание бетона в опалубке (минимум 1 неделя) и еще 3 после снятия. Гидроизоляция фундамента обмазочными и рулонными стройматериалами.

10. Обустройство смотровой ямы (при наличии).

Данная инструкция подходит для возведения фундамента под гараж своими руками из бутового камня или готовых заводских блоков, к преимуществам последнего варианта относят хорошее качество бетона. Изделия укладывают по шахматной схеме с обязательным армированием рядов и смещением швов, для приготовления кладочного раствора используется только свежий цемент высшей марки. Но следует учесть, что монтаж тяжелых фундаментных блоков подразумевает задействование подъемной техники и увеличивает бюджет, из бутового камня сделать основание проще.

Для усиления защиты от влаги и потерь тепла проводится внешняя декоративная отделка выступающей части фундамента плиткой или штукатуркой. Технология исключает прерывание ленты или ростверка, что подразумевает возведения гаража с небольшим уклоном (около 15-25°). Рекомендуемая ширина пандуса – на 30 см больше ворот, длина – 5 м. Используется либо бетон с дополнительным армированием при превышении толщины слоя свыше 50 мм, либо асфальт. При выборе раствора залить пандус советуют в один прием, после затвердевания неровности снимаются шлифовальной машиной, для исключения скольжения шин поверхность покрывается битумными составами или сверху закладываются металлические полоски.

Советы, нюансы технологии

Существуют способы уплотнения грунта и усиления защиты основания гаража из шлакоблока от морозного пучения, в частности, недопущения образования замерзания льда вокруг ленточного монолита. К таким относят:

  • Укладку дренажных труб по периметру фундамента: на расстоянии около 50 см от стен и уровня земли, обмотанных геотекстилем, с обязательным незначительным уклоном.
  • Использование утепляющей несъемной опалубки (способ, рекомендуемый в первую очередь для пристраиваемых гаражей или рассчитанных на постоянное пребывание внутри).
  • Увеличение площади опоры основания. В этом случае необходимо сделать более широкую и глубокую траншею и залить ее дно тощим бетоном. Полученная стяжка снизит нагрузку.
  • Усиление ленточного монолита свайными опорами при строительстве гаража на склоне или неровных участках.
  • Утепление вертикальных стен конструкции пенополистиролом.
  • Обустройство отмостки, засыпка полученного фундамента не выбранным ранее грунтом, а смесью песка и щебня.

Арматура и армирование

В строительстве сейчас очень большее использование находит композитная арматура из стеклопластика для фундамента ленточного типа, поз. 1 на рис. ниже. Для высоких построек она мало подходит, т.к. по жесткости уступает стальной. Однако для работающих лучше всего на сжатие фундаментов, ее плюсы несомненны:

  • Надёжность выше, а цена меньше, чем у стальной.
  • Не склонна к ржавчине.
  • Небольшой вес и высокая упругость: бухту на весь фундамент можно увезти в багажнике своей легковушки, поз 2.
  • Вследствие малого веса – удобство в работе: клети можно вязать сверху и класть вдвоем в канаву готовыми. Кто вязал арматуру в траншее шириной 300-400 мм и глубиной 1 м, оценит.
  • Кладка клетей готовыми позволяет как можно меньше трогать подбетонку (см. дальше), а быстрота и легкость их сборки дают возможность ставить клети на подбетонку еле схватившуюся, что существенно повышает устойчивость и надежность ленты.
  • Для армировки не нужны особенные способности и инструмент: рабочие приемы те же, что и с арматурой из стали (поз. 3); вязка каркаса выполняется просто руками традиционными пластиковыми защелкивающимися хомутами-«удавками» или «галстуками» (поз. 4), а не жёсткой, травмоопасной и дорогой проволокой для вязания.

Композитная арматура из стеклопластика

Очень прекрасно подходит арматура на композитной основе для каркаса набивных, т.е. заливаемых бетоном свай, поз. 5. Снова же, кто заталкивал в скважину диаметром 200 мм тот и другой каркасы, разницу почувствовал очень ощутимо.

Сила и характер сцепки арматуры на композитной основе с бетоном аналогичные, как у стальной, благодаря этому и армирование фундамента ленточного типа ею выполняется по аналогичной схеме, см. рис. Кончики ветвей арматуры также не должны выступать наружу: в этом случае важна не коррозия, а попадание влаги в монолит по очень маленьким трещинам, что ослабляет его и может вызвать растрескивание в зимний период.

Схема армировки фундамента ленточного типа

Базисным размером в расчете каркаса из арматуры считается ширина балки L, по ней уже определяют все другое. Шаги армировки по сечению t и по длине балки T в большинстве случаев точно не привязуют к диаметру ключевой арматуры D, а берут t = 200 мм для сторон балки, их размер кратен 200 мм и t = 150 мм для сторон, кратных 300 мм. T берут равным 2-3 t. D для стальной и арматуры на композитной основе такие же.

Вязка угла каркаса из арматуры

Вязка

Монолит будет долговечным и прочным собственно тогда, когда ветки его каркаса не соединены полностью жестко. Каркас должен работать в связи с бетоном, а не в нем сам по себе. Если из этого исходить и были разработаны приемы вязки арматуры, см. рис. При вязке плоскостей двухрядные узлы делают через 4-5 однорядных. Если диаметры прутьев продольных и поперечных ветвей различаются более чем в 1,5 раза, а еще на плоских углах (см. рис. с правой стороны), взамен двухрядных используют крестовые узлы. Если какой, или оба, из прутьев гладкий, вяжут исключительно мертвыми узлами.

Вязка арматуры

Об усилении углов

Углы незаглубленного фундамента под нагрузку 5-7 тс/пог. м и/или с шириной ленты менее 300 мм нужно увеличить. Нагрузки во всех конструкциях сосредотачиваются в углах, а «небольшой» фундамент обратно на грунт их почти не передает. Условно говоря, пучащийся грунт может его не поднять или передвинуть плавно, а дать пинка, и от угла(ов) враз побегут трещины. Из-за этой причины в самых разных свайных строениях на каждый угол должно приходиться по свае.

Усиление углов каркаса из арматуры

Схема усиления арматуры в углах приведена на рис. П-образное используют в лентах шириной 200 мм; Г-образное – во всех прочих. Увеличивают любой из горизонтальных поясов (слоев) каркаса. Диаметр усиливающих компонентов – такой же, как продольных ветвей.

Варить или вязать?

Вязать арматуру сделанную из стали даже в небольшой и довольно широкой траншее некомфортно; без порезов рук и разрывов одежды также не обходится. Благодаря этому порой даже довольно строители профессионалы каркасы фундаментов делают сварными. Однако это, Вообще-то, халтура.

Коррозия сварных соединений в этом случае только последствие – вода просачивается в монолит по очень маленьким трещинам. Но и они только последствие: при сварке происходит отпуск металла. Арматурную сталь пытаются сделать мало к нему чувствительной, но немножко она все же отпускается. А в углы и на перекрестья при соединении накрепко напряжения так и стекаются. Ослабленный металл устает, соединение рвется. Бетон над ним потрескается, поступает вода, и собственно тогда с наружной стороны становится видимым ржавое пятно. Ремонтировать бесполезно, необходимо менять весь блок. А если он фундамент под домом?

Инструкция по заливке фундамента своими руками


Технология заливки фундамента на песчаную подушку Технология строительства для каждого из фундаментов будет отличаться. Ленточный фундамент – наиболее распространенный вариант.

  1. Делают разметку территории будущего сооружения.
  2. Возводят опалубку.
  3. Проводят гидроизоляцию основания.
  4. Укладывают песчаную подушку. Она должна составлять не менее 10 см. При подготовке проливается водой, утрамбовывается.
  5. Заливают бетон.

Разметку основания одному делать сложно, нужен напарник. Технология проведения внутренней и внешней границы немного различается.

Основные правила разметки:

  • При проведении земляных работ по установке основания цельность разметки может нарушиться, что исказит общий чертеж поверхности. Вовремя проводите корректировки.
  • Сложный периметр необходимо составлять из простых фигур. Они затем соединяются в единый контур. Такие действия ускоряют разметку.

Материалы для проведения разметки: рулетка, колышки, строительный шнур, водяной уровень.

Для съемной опалубки используют доски или ДСП толщиной до 2 см, брусок 40*40 мм.

  1. Брус забивают через равные отрезки в 40 см.
  2. Нашивают доски или листы ДСП.
  3. Верх опалубки усиливают распорками.
  4. Заливку ведут слой за слоем или единоразово.
  5. Предотвращают появление воздушных полостей протыканием бетона палкой в нескольких местах на 1 м.


Чтобы получить цельную плиту, все слои бетона заливают в течение одного дня Заливка бетона:

  1. Замешивают в пропорции: 1 часть цемента, 4 — щебенки, 3 — песка.
  2. При заливке воды получается бетон средней вязкости.
  3. Заливку слоев следует проводить с промежутком не более 6 часов — основание получится монолитным.
  4. Опалубку оставляют на неделю. После ее съема выдерживают бетон не менее 3 дней до начала строительства.

Готовят гидроизоляцию. Выполняется она из следующих материалов:

  • рубероид, гидробарьеры или ленточные уплотнители;
  • мастика;
  • герметик;
  • гидрофобные материалы;
  • лакокрасочные изделия с полимерным наполнением.

Виды ленточного фундамента по способу устройства

В зависимости от конструктивных особенностей ленточные фундаменты бывают монолитными и сборными. Они же, в свою очередь, могут подразделяться на монолитные фундаменты с вертикальными опорами и сборные ленты из кирпича или пеноблока.

Монолитный ленточный фундамент

При устройстве монолитного ленточного основания армирование и заливка фундамента выполняются непосредственно на строительном объекте. В результате достигается общая целостность и неразрывность несущей ленты.

Монолитный ленточный фундамент представляет собой неразрывную железобетонную ленту по всему периметру строения

Монолитные типы фундаментов, независимо от технологии, применяются для постройки объектов различного назначения на пучинистых и подвижных типах грунта. Монолитность конструкции обеспечивает высокую прочность и надёжность несущего основания.

Свайно- и столбчато-ленточный фундамент

Свайно-ленточные и столбчато-ленточные типы фундаментов представляют собой монолитную ленту из железобетона, расположенную на опорах, заглублённых в землю. По сути, эти типы фундаментов — не что иное, как модернизированный вариант свайных или столбчатых фундаментов с ростверком.

Столбы или сваи располагаются по периметру фундамента с шагом 2 м

В первом случае в качестве опор используются стальные изделия в виде свай различной длины, которые ввинчиваются в грунт ручным или автоматизированным способом. Во втором — опоры изготавливаются из той же бетонной смеси, которая используется для заливки несущей ленты.

Обустройство свайных и столбчатых фундаментов ленточного типа обосновано только при строительстве объектов на участках с большой глубиной промерзания почвы. Стальные сваи или железобетонные столбы, заглублённые ниже уровня промерзания грунта, будут распределять нагрузку, которая передаётся от железобетонной ленты.

Сборный ленточный фундамент

Основным материалом для возведения сборного ленточного фундамента являются железобетонных фундаментные блоки (ФБС), изготовленные из тяжёлых марок бетона. Из блоков формируется несущая лента фундамента, которая располагается по периметру и площади будущего строения. Для соединения блоков между собой используется бетон марки М350 и стальная арматура Ø15 мм.

После сборки фундамента внешняя поверхность несущего основания обрабатывается гидроизоляционными материалами. Наиболее часто используется битумная мастика и специальные битумные мембраны, которые имеют самоклеящуюся основу.

Сборный ленточный фундамент состоит из железобетонных фундаментных блоков, связанных бетоном

Главное преимущество сборного ленточного фундамента — это малые сроки возведения. В отличие от монолитного основания не придётся ждать набора минимальной прочности бетонной смеси. К постройке дома можно приступать уже через несколько дней с момента сборки ленты.

Несмотря на это преимущество, сборный ленточный фундамент используется для строительства частных домов чуть реже, чем монолитное основание из бетона. Во многом это связано с тем, что сборная конструкция не подходит для использования на подвижных типах грунта. При одинаковой толщине показатели прочности сборной конструкции ниже монолитной на 20–30%.

Ленточный фундамент из кирпича

Ленточные фундаменты из кирпича представляют собой сборную конструкцию и часто используются для строительства одноэтажных домов по каркасной технологии. Для изготовления ленты применяется обожжённый полнотелый кирпич. Глубина заложения — 40–50 см.

Ленточный фундамент из кирпича отличается высокой ремонтопригодностью, но требует обустройства качественной гидроизоляции

После сборки, как и в случае с блоками, необходимо обустройство полноценного гидроизоляционного слоя. К преимуществам этого фундамента можно отнести:

  • жёсткость конструкции;
  • высокую ремонтопригодность;
  • простоту обустройства.

Если проводить более детальное сравнение кирпича с железобетонными блоками, то фундаменты из блоков отличаются меньшей гигроскопичностью и более высокой прочностью. Кирпич более хрупок, что влияет не только на периодичность проводимого ремонта, но и на срок службы конструкции в целом. С учётом этого ленточный фундамент из кирпича рекомендуется возводить на участках с сухой и твёрдой почвой, а также при низком залегании грунтовых вод.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий