Проволока для вязки арматуры

Основные параметры изделия

Проволока, используемая для обвязки арматуры для бетона, может поставляться заказчику в мотках или намотанной на катушки. При этом вес такого мотка или катушки оговаривается требованиями нормативного документа. Так, в стандарте указано, что минимальный вес мотка или катушки, в которых поставляется проволока диаметром 1,1–2 мм, должен составлять:

  • 2 кг (при наличии на изделии цинкового покрытия);
  • 8 кг (без цинкового покрытия).


Качественная проволока отличается нормированной жесткостью и выдерживает большее число перегибов

Потребитель по предварительной договоренности с производителем может заказать мотки, вес которых будет составлять 0,5–1,5 тонн. На мотки с вязальной проволокой для арматуры вне зависимости от их веса может быть намотан только один отрезок изделия. В отличие от мотков, катушки могут содержать до 3 таких отрезков.

В отгрузочных документах на партию вязальной проволоки для арматуры указывается только вес, и определить длину можно лишь приблизительно. Стандартом такой параметр не оговаривается, а определение длины изделия в мотке или на катушке затрудняется еще и тем, что даже в нормативном документе указано, что диаметр поставляемой заказчику проволоки может отличаться от номинального в меньшую сторону.


Пример сопроводительной накладной на партию вязальной проволоки

Допуски на предельные отклонения диаметра вязальной проволоки с размером поперечного сечения 1,1–2 мм в зависимости от точности изготовления находятся в интервале 0,05–0,12 мм. Для того чтобы определить, сколько метров изделия имеется в мотке, необходимо сначала выяснить, каким удельным весом оно обладает (иначе говоря, сколько весит 1 погонный метр проволоки определенного диаметра). Быстрым и точным методом определения этого параметра является деление массы предварительно взвешенного отрезка изделия на его длину. Чтобы узнать, сколько метров вязальной проволоки для арматуры находится в мотке, достаточно разделить общий вес мотка на полученную величину.


Допустимые отклонения диаметра проволоки по ГОСТу

Второй метод определения общей длины проволоки в мотке является чисто расчетным и позволяет вычислить достаточно приблизительные параметры. Зная номинальный диаметр проволоки в мотке, который может отличаться от фактического значения ее поперечного сечения в большую сторону, вес одного метра изделия определяется по формуле. С учетом данных погрешностей расчетный вес одного метра вязальной проволоки для арматуры окажется меньше его фактического значения. Это означает, что и фактическая длина изделия в мотке окажется больше той, которая получена при выполнении расчетов.

Погрешность между фактическим и расчетным значениями будет еще больше, если в мотке проволока с цинковым покрытием. В таких случаях увеличение погрешности обусловлено тем, что плотность цинка, которым покрыта поверхность проволоки, меньше, чем аналогичный параметр стали (плотность стали составляет 7850 кг/м3, в то время как плотность цинка – 7133 кг/м3). Чтобы точно определить длину оцинкованной проволоки в мотке, необходимы сложные расчеты с учетом толщины защитного слоя, которая также может меняться по всей длине изделия. Именно поэтому подобные вычисления будут всегда выдавать значения с различной степенью точности.


Минимальная масса отрезка проволоки на катушке

На практике для определения веса одного погонного метра как покрытой, так не покрытой защитным слоем цинка вязальной проволоки для арматуры используют одну и ту же формулу M=q x S x h, где:

  • M – вес одного погонного метра проволоки, измеряемый в кг;
  • q – плотность металла, из которого изготовлена проволока;
  • S – площадь поперечного сечения проволоки, измеряемая в м2;
  • h – длина изделия.

Площадь поперечного сечения проволоки, которое представляет собой круг определенного диаметра (d), вычисляется по формуле S=3,14 х d2/4.

В качестве примера рассчитаем длину мотка вязальной проволоки весом 8 кг, имеющей диаметр 1,1 мм.

  • Площадь поперечного сечения: S=3,14 х 0,00112/4 = 0,00000095 м2.
  • Вес одного погонного метра изделия: М=7850 х 0,00000095 х 1 = 0,00745 кг.
  • Длина проволоки в мотке: L=8/0,00745 = 1073 м.

Способы вязки армокаркаса

Все или большая часть пересечений арматуры в каркасе должны быть по понятным причинам связаны между собой. Соединения металлической арматуры выполняются двумя способами — сваркой и вязкой с помощью вязальной проволоки.

Сварка

Сварочное соединение при первом рассмотрении кажется более прогрессивным в сравнении с «допотопной» вязкой. Оно выполняется достаточно быстро и, на первый взгляд, вполне надёжно. Однако не всё обстоит так, как кажется. Несмотря на то, что сварка и сегодня применяется при изготовлении армокаркасов, она обладает существенными недостатками и в ответственных сооружениях не используется.

Недостатки соединения арматуры методом сварки:

  • увеличение трудоёмкости и стоимости работ — необходимо привлекать специалиста-сварщика, задействовать оборудование для сварки, расходовать дополнительную электроэнергию;
  • возможность использования только на арматуре, предназначенной для этой технологии, например, на стержнях АIIIС (буква «С» обозначает пригодность арматуры к сварке), что усложняет поиск и закупку материалов;
  • ослабление каркаса — он становится более жёстким и не может двигаться, приспосабливаясь к меняющимся нагрузкам во время уплотнения бетона вибраторами и его становления. В результате часть сварочных соединений рвётся и прочность бетона уменьшается;
  • невозможность использования на арматуре диаметром более 20 мм;
  • подверженность сварочного соединения коррозии при появлении условий для этого процесса.

По этим причинам сварочное соединение арматуры используют в менее ответственных сооружениях, а также в изделиях с небольшим сроком эксплуатации, например, в бетонных плитах для мощения тротуаров.

Вязка

Во-первых, отсутствие сварки уменьшает возможность образования точек повышенной коррозии.

Во-вторых, стоимость работ по вязке каркаса ниже аналогичных работ, использующих сварку.

И в-третьих, на вязку у опытных монтажников уходит значительно меньше времени, чем у сварщика на создание подобного соединения. Так, отдельные работники могут вязать до 20 соединений за минуту — такая скорость недоступна ни одному сварщику.

Какой расход арматуры для фундамента

Приобретая стройматериалы для монолитных оснований, рекомендуется сделать предварительный расчет, иначе одного элемента конструкции может не хватить, другого компонента будет в излишке. А металл — это дорогостоящий стройматериал, поэтому нужно точно знать его расход на 1 куб бетона.

Исходные данные

Сведения, которые нужны для расчетов:

  • тип бетонного пола (фундаментной конструкции);
  • тип почвы в регионе;
  • где выполняются строительные работы;
  • ширина, высота ж/б основания;
  • масса конструкции;
  • класс, сечение металлических стержней.

Методика расчета потребности арматуры

Пример выполнения расчета металла для армирования бетонных сооружений:

грунт на участке плотный, характеризуется высокими несущими показателями;

основание обустраивается под деревянный загородный дом.

Расчет бетонных основ с арматурой для пучинистых и плывущих грунтов рекомендуется доверять опытным инженерам.

Для расчёта арматуры можно использовать специальные онлайн-калькуляторы, которые можно найти через поисковики интернета.

Плитный фундамент

Согласно технологии строительства плитного фундамента армирующий каркас изготавливается из стальных стержней Ø 1 см с шагом 0,2 м.

Расчет прутьев для армопоясов:

  • параметры бетонной плиты — 6 х 6 м;
  • для такой площади понадобиться 31 стержень для поперечного расположения и 31 стержень для продольного размещения;
  • всего необходимо 62 металлических стержня длиной 6 м для обустройства одного армопояса;
  • каркас предусматривает 2 пояса армирования, поэтому для их обустройства нужно 124 стержня из металла;
  • необходимый металл в погонных метрах составляет — 124 шт. x 6 м = 744.

Высота конструкции из стали зависит от толщины бетонной плиты. При этом каркас дополнительно покрывается бетонным слоем толщиной 5 см.

Расчет связующих стальных стержней для монолитной плиты толщиной 0,2 м:

количество связующих элементов — 961;

длина стержней = 0,2 — 0,1 = 0,1 м;

перевод в пог. м — 0,1 х 961 = 96,1.

Общий метраж арматуры для сооружения армирующего каркаса составит: 744 + 96,1 = 840,1

Объем бетона (м³) для монолита = 6 х 6 х 0,2 = 7,2.

Ленточный фундамент

Отличие ленточного основания от плитного в геометрии стального каркаса.

Количество арматуры для ленточного основания сильно зависит от шага между лентами армопояса.

При армировании бетонной ленты армопояса выполняются чаще всего из двух горизонтальных металлических прутьев каждый. Связка армопоясов выполняется с шагом 0,5 м.

При вычислении погонных метров арматуры учитывается периметр фундаментного основания, в т. ч. под внутренними несущими стенами возводимого здания.

Инструменты и материалы для вязки арматуры


Специальные инструменты значительно ускоряют процесс вязки арматуры

В каркасе железобетонного изделия применяется обожженная вязальная проволока с цинковым покрытием или без него. Термически обработанный материал не тянется, его фиксирующие свойства улучшаются по сравнению с холоднотянутым видом. Оцинкованная проволока более стойко сопротивляется действию агрессивной среды.

Диаметр вязальной катанки зависит от диаметра стального прута в каркасе, обычно берется проволока толщиной 0,8 – 1,4 мм для арматуры 6 – 12 мм. Пруты большего сечения вяжутся усиленной проволокой, но строгих ограничений для выбора диаметра не существует. Использование вязальной катанки с поперечным сечением меньше 0,8 мм затрудняется, т.к. она будет лопаться от натяжения. Проволоку диаметром больше 1,6 мм трудно затянуть в прочный узел.

Вязание арматуры можно делать вручную, но процесс ускоряется с применением инструментов:

  • крючок для вязки;
  • пистолет для вязания;
  • шуруповерт с регулируемым количеством оборотов;
  • сварочный аппарат.

Крючки продаются в магазине, бывают простые, полуавтоматические и винтовые модели. Упрощенный вариант делается собственноручно. Использование крючка требует приложения усилий. Пистолеты применяются в условиях крупного строительства, экономят время и силу работника. Устройство располагается в одной руке, а вторая используется для поддерживания элементов.

Шуруповерт пригодится для домашнего использования, при этом в патрон вставляется самодельный крючок. Сварка является альтернативным вариантом и применяется по рекомендации в проекте.

.. | Проволока вязальная ГОСТ 3282 74. Сколько проволоки нужно для обвязки арматуры.

Проволока вязальная ГОСТ 3282 74. Сколько проволоки нужно для обвязки арматуры.

При производстве стальной низкоуглеродистой проволоки общего назначения по ГОСТ 3282 после нагрева, а затем охлаждения получается проволока с окалиной — тёмная проволока, и без окалины — отожжённая, светлая. Наша компания реализует отожжённую проволоку — термообработанную, закалённую, её также называют вязальной проволокой. Она более гибкая и прочная, при изгибании реже ломается, чем необработанная. Узел из отожжённой проволоки плотно фиксирует арматуру в заданных положениях.

Вязальная проволока стальная используется не только для увязки арматуры, но и в производстве сетки, гвоздей, в декоративных целях, при плетении тросов, для удерживания элементов конструкций при сварных работах.

По сравнению с арматурными каркасами, соединёнными сваркой, связанные вязальной проволокой фундаменты наиболее прочны. Соединённый вязальной проволокой арматурный металлический каркас обладает гибкостью и эластичностью, и в случае вспучивания грунта, промерзания почвы не происходит деформация фундамента.

Вязальная проволока оцинкованная предотвращает коррозию металла фундамента, такой фундамент более долговечен.

Расход вязальной проволоки для арматуры, вес одного метра

Проволока ГОСТ 3282 выпускается в бухтах, обычно до 100кг. Чтобы определить, сколько метров проволоки в бухте, нужно сначала рассчитать удельный вес (массу одного метра проволоки), либо воспользоваться табличными данными теоретического веса по ГОСТу (найдёте на нашем сайте). Для расчёта веса 1 метра самим, нужно взвесить небольшой отрезок проволоки и разделить его на длину этого куска в метрах.

Вес погонного метра проволоки считаем так:

где М — вес1 метра проволоки,

q — плотность, или удельная масса металла (у стали равна 7850 кг/м^3)

S – площадь сечения проволоки в кв. м,

h – длина проволоки в метрах.

S= 3,14d*d/4, где d – номинальный диаметр в метрах.

Например, нужно рассчитать необходимый метраж (L) проволоки мм 1,2 (0,0012м), вес бухты которой 70 кг.

S= 3,14* 0,0012*0.0012/4 = 0,00000113 м^2,

М = 7850* 0,00000113*1= 0,0089 кг,

L= 70 / 0,0089 = 7865 м.

Несмотря на то, что фактический вес метра проволоки вязальной оцинкованной меньше, чем вычисляемый (из-за разной плотности цинка и стали) для расчёта оцинкованной проволоки пользуются теми же формулами, что и для неоцинкованной.

Расчёт вязальной проволоки в работе

Сначала рассчитывают количество необходимой арматуры и количество узлов, которое получится при увязывании. Затем производят расчёт вязальной проволоки. Относительно обвязки арматуры не существует норм и требований по ГОСТу, рекомендации по расчёту количества необходимой проволоки 3282 ГОСТ основаны на личном опыте специалистов. Одни утверждают, что средний расход вязальной проволоки — 10 — 15 кг на тонну арматуры, а другие — что 15 — 20 кг, в зависимости от размеров ячеек арматурного каркаса. Так же у профессиональных строителей существуют разные подсчёты количества проволоки — 10 — 15 см и 30 — 50 см на каждый узел. Это довольно относительные показатели, в первую очередь при расчёте необходимой проволоки нужно учитывать диаметр арматуры и самой проволоки.

Общие правила при работе и закупке вязальной проволоки:

  1. закупать нужно проволоки с запасом — в два раза больше, чем рассчитывалось, т.к. при увязке она рвётся, лопается;
  2. нужно учитывать, что в точках, где пересекаются по два горизонтальных прутка арматуры с одним вертикальным — будет по два узла;
  3. узлы вяжут в шахматном порядке — через стык,
  4. учитывается нахлёст соединений, он может быть от 20 см до 80см,
  5. для увязывания проволокой 1,2 — 1,5 мм на каждый узел проволоки потребуется больше, чем для более толстой проволоки, но с толстой проволокой работать гораздо тяжелее,
  6. для увязки арматуры диаметр 8 — 12 мм удобнее всего использовать проволоку вязальную 1,2 мм. Для больших диаметров арматуры обычно используют более толстую проволоку. От диаметра проволоки зависит качество соединений арматурного каркаса.

Так же вычисляют длину охвата поверхности прутков (F):

F=2*3,14*D/2, где D – диаметр арматуры в мм.

Например, для витка проволоки вокруг прутка арматуры 12мм, необходима вязальная проволока, длиной:

2*3,14*12/2= 38мм= примерно 4см.

Есть ещё один достаточно лёгкий способ подсчитать количество проволоки для вязки арматуры: пользуются таким понятием, как размер одного вязального проволочного элемента, равный 0,3 — 0, 5м. Таким образом, чтобы узнать, сколько понадобится проволоки, количество узлов вязки умножают на 0,5м.

Какой диаметр проволоки для вязки арматуры

Достоинства применения вязальной проволоки:

  • Простота выполнения работ. С вязкой арматуры справится любой рабочий.
  • Вязку проволоки можно делать сразу в опалубке.
  • Если используется металлическая арматура, то сварные соединения являются местами с высокой подверженностью коррозии. При эксплуатации сварные швы контактируют с влагой и арматура в этих местах ржавеет, теряя свои первоначальные характеристики (этой проблемы можно избежать используя стеклопластиковую арматуру, которая не подвержена коррозии, да и сваривать её не нужно).
  • С проволокой легко устранять недочёты. Не всегда получается сделать каркас идеально ровным и зафиксировать стержни арматуры в нужном положении. При использовании проволоки можно легко изменить положение прутков, если потребуется.
  • Низкая цена. Проволока для арматуры стоит значительно дешевле, чем сварочное оборудование (опять же, если говорить о стальной арматуре).

Среди недостатков обвязочной проволоки отметим шаткость готового каркаса, но этот минус можно нивелировать, если вязать каркас прямо в опалубке.

Производство проволоки для вязки регламентируется ГОСТом 3282-74 «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия». Стандарт регламентирует следующие моменты:

  1. Типы и основные размеры вязальной проволоки;
  2. Технические требования к ней;
  3. Правила приёмки и методы испытаний;
  4. Упаковку, маркировку, транспортировку и хранение.

Согласно ГОСТу, проволока бывает:

  • по виду обработки: термически обработанная и термически необработанная;
  • по виду поверхности: без покрытия и с покрытием. Проволока с покрытием, в свою очередь, подразделяется на оцинкованную 1-го класса и оцинкованную 2-го класса;
  • по точности изготовления: повышенной точности и нормальной точности;
  • по временному сопротивлению разрыву: I группы и II группы;
  • диаметром: без покрытия — от 0,16 до 10 мм, с покрытием — от 0,2 до 6 мм.

Проволока диаметром 1 мм термически обработанная, повышенной точности, светлая:

Проволока 1,0-П-О-С ГОСТ 3282-74, где:

  • 1,0 — диаметр;
  • П — точность изготовления (в случае повышенной точности указывается литера «П», в случае нормальной точности литера не указывается);
  • О — вид обработки (для обработанной проволоки указывается литера «О», для необработанной литера не указывается);
  • С — покрытие (С — светлое; Ч — чёрное, для проволоки с покрытием литера не указывается).

Или, например, проволока диаметром 0,8 мм термически необработанная, 2-го класса, повышенной точности, II группы:

Проволока 1,2-П-2Ц-II ГОСТ 3282-74.

Допустимые отклонения от диаметра указаны в таблице 1 указанного ГОСТа, механические свойства указаны в таблице 2.

Для определения соответствия ГОСТу проводят следующие испытания:

  • на растяжение и разрыв с узлом;
  • на перегиб;
  • на навивку.

Проволока изготавливается из стали, содержащей углерод до 0,25%. Конечный продукт получают из проволоки-катанки с помощью холодного волочения. В процессе производства деформируется кристаллическая структура поверхности. Для восстановления структуры используют отжиг, способствующий снижению напряжений в металле. Изделия, которые не подвергались отжигу обычно хрупкие и плохо загибаются.

Различают два вида термической обработки:

  • Светлая. Такая проволока обжигается в инертной газовой среде, благодаря чему поверхность чистая и светлая. Она не пачкает руки.
  • Темная. Изготавливают в воздушной среде, из-за чего поверхность темная и пачкает руки. Работать с этой проволокой лучше в спецодежде и перчатках.

Технические свойства светлой и темной проволоки не отличаются.

Изделия с цинковым защитным покрытием маркируются классом «1Ц» или «2Ц». Второй класс отличается более толстым защитным слоем.

Есть несколько видов цинкования при изготовлении защитного покрытия:

  • Гальваническое. Образует более тонкий поверхностный слой.
  • Горячее. Образует толстый и долговечный защитный слой. Но существенный минус данного способа — плохая экологичность.
  • Холодное. Производится с помощью специальных защитных составов с большим содержанием цинка — 96%.

В зависимости от наличия или отсутствия защитного покрытия, вязальную проволоку подразделяют на:

  1. Проволоку из низкоуглеродистой стали. Её преимущество — низкая цена, но при этом и долговечность меньше. Такая проволока подходит для одноразового применения.
  2. Оцинкованная проволока более устойчива к влаге и характеризуется большим сроком службы. Такая проволока подходит для использования на открытых пространствах.

С завода проволока обычно поставляется в мотках или катушках.

Основные параметры изделия

Проволока, используемая для обвязки арматуры для бетона, может поставляться заказчику в мотках или намотанной на катушки. При этом вес такого мотка или катушки оговаривается требованиями нормативного документа. Так, в стандарте указано, что минимальный вес мотка или катушки, в которых поставляется проволока диаметром 1,1–2 мм, должен составлять:

  • 2 кг (при наличии на изделии цинкового покрытия);
  • 8 кг (без цинкового покрытия).

Качественная проволока отличается нормированной жесткостью и выдерживает большее число перегибов

Потребитель по предварительной договоренности с производителем может заказать мотки, вес которых будет составлять 0,5–1,5 тонн. На мотки с вязальной проволокой для арматуры вне зависимости от их веса может быть намотан только один отрезок изделия. В отличие от мотков, катушки могут содержать до 3 таких отрезков.

В отгрузочных документах на партию вязальной проволоки для арматуры указывается только вес, и определить длину можно лишь приблизительно. Стандартом такой параметр не оговаривается, а определение длины изделия в мотке или на катушке затрудняется еще и тем, что даже в нормативном документе указано, что диаметр поставляемой заказчику проволоки может отличаться от номинального в меньшую сторону.

Пример сопроводительной накладной на партию вязальной проволоки

Допуски на предельные отклонения диаметра вязальной проволоки с размером поперечного сечения 1,1–2 мм в зависимости от точности изготовления находятся в интервале 0,05–0,12 мм. Для того чтобы определить, сколько метров изделия имеется в мотке, необходимо сначала выяснить, каким удельным весом оно обладает (иначе говоря, сколько весит 1 погонный метр проволоки определенного диаметра). Быстрым и точным методом определения этого параметра является деление массы предварительно взвешенного отрезка изделия на его длину. Чтобы узнать, сколько метров вязальной проволоки для арматуры находится в мотке, достаточно разделить общий вес мотка на полученную величину.

Допустимые отклонения диаметра проволоки по ГОСТу

Второй метод определения общей длины проволоки в мотке является чисто расчетным и позволяет вычислить достаточно приблизительные параметры. Зная номинальный диаметр проволоки в мотке, который может отличаться от фактического значения ее поперечного сечения в большую сторону, вес одного метра изделия определяется по формуле. С учетом данных погрешностей расчетный вес одного метра вязальной проволоки для арматуры окажется меньше его фактического значения. Это означает, что и фактическая длина изделия в мотке окажется больше той, которая получена при выполнении расчетов.

Читать также: Картофеля копалка для мотоблока своими руками

Погрешность между фактическим и расчетным значениями будет еще больше, если в мотке проволока с цинковым покрытием. В таких случаях увеличение погрешности обусловлено тем, что плотность цинка, которым покрыта поверхность проволоки, меньше, чем аналогичный параметр стали (плотность стали составляет 7850 кг/м3, в то время как плотность цинка – 7133 кг/м3). Чтобы точно определить длину оцинкованной проволоки в мотке, необходимы сложные расчеты с учетом толщины защитного слоя, которая также может меняться по всей длине изделия. Именно поэтому подобные вычисления будут всегда выдавать значения с различной степенью точности.

Минимальная масса отрезка проволоки на катушке

На практике для определения веса одного погонного метра как покрытой, так не покрытой защитным слоем цинка вязальной проволоки для арматуры используют одну и ту же формулу M=q x S x h, где:

  • M – вес одного погонного метра проволоки, измеряемый в кг;
  • q – плотность металла, из которого изготовлена проволока;
  • S – площадь поперечного сечения проволоки, измеряемая в м2;
  • h – длина изделия.

Площадь поперечного сечения проволоки, которое представляет собой круг определенного диаметра (d), вычисляется по формуле S=3,14 х d2/4.

В качестве примера рассчитаем длину мотка вязальной проволоки весом 8 кг, имеющей диаметр 1,1 мм.

  • Площадь поперечного сечения: S=3,14 х 0,00112/4 = 0,00000095 м2.
  • Вес одного погонного метра изделия: М=7850 х 0,00000095 х 1 = 0,00745 кг.
  • Длина проволоки в мотке: L=8/0,00745 = 1073 м.

Преимущество проволоки перед сваркой

При сравнении технологии сварки с вязкой, отметим следующие плюсы соединения проволокой:

  • простота работы с материалом – процесс вязки арматуры посилен каждому;
  • выполнение армирования непосредственно в опалубке;
  • удобная регулировка положения прутьев – при необходимости можно исправить геометрию каркаса, отвязав несколько элементов конструкции;
  • отсутствие сварных соединений – при нагреве у металла уменьшаются начальные характеристики, он становится слабее, сварной шов более подвержен коррозии;
  • доступная цена.

К минусам можно отнести лишь шаткость связанного каркаса, но если, дополнить армирующую конструкцию раскосами, она станет жёстче.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий