Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Разработка чертежа и схемы кладки

Как было сказано выше, изразцы стоят недешево, соответственно, желательно как можно точнее рассчитать необходимое количество материала. На этом этапе в помощь придет создание схемы или чертежа будущей работы. Более того, если правильно воссоздать план на бумаге, то станет понятно, какой формы необходимы плитки и в каком количестве, с каким рисунком.

Что касается самого чертежа, то здесь от вас не потребуется наличия архитекторских или художественных способностей. Главное правильно перерисовать печь с соблюдением масштабности и уверенно расположить на листе бумаги все элементы. Также можно воспользоваться услугами специалиста или компьютерными программами.

Светлая отделка для камина

Немецкие изразцовые печи

Германия — страна талантливых ремесленников, поэтому неудивительно, что самые интересные старинные печи были сделаны именно немецкими мастерами.

XVI век — период расцвета европейского Возрождения. Мир «темного» средневековья был сломан. Люди воспряли духом, приобрели достаток и новую уверенность в себе. Это период эйфории человеческого духа, давший много для развития европейской цивилизации во всех направлениях человеческой деятельности.

Выдающимся и самым известным керамистом эпохи Возрождения в Германии стал Ганс Краут.

Рокальная фаянсовая печь завода Штоккельсдорф в Любеке

Иоганн Варфоломей Краут (1532-1596), называемый чаще Ганс Краут, — гончар из Южной Германии, известный также и за ее пределами. Создатель многочисленных керамических изделий при австрийском дворе. Самая известная его работа из сохранившихся — изразцовая рельефная печь 1577 года, хранящаяся в музее Виктории и Альберта.

Изразцовая печь в замке Гейдельберг

Ганс Краут по праву считается одним из наиболее значимых керамистов Южной Германии, ибо он был одним из первых, кто перенес итальянскую майолику через Альпы. Он создавал множество новых для Германии изделий в стиле Итальянского Возрождения, используя рисунки Гольбейна и Рафаэля, хотя основной его интерес был в скульптуре.

Краут внес немалый вклад в декоративно-прикладное искусство Германии, используя скульптуру и барельеф в своей керамике. Мастерство его было настолько велико, что при дворе эрц-герцога Фердинанда Второго его обвинили в колдовстве, и в итоге он даже был похоронен за пределами христианского кладбища. Двое из его сыновей стали последователями своего выдающегося отца, и фамилия Краут была известна среди гончаров до XVIII века.

Немецкие ремесленники всегда были восприимчивы к новым веяниям в технологиях и педантичны в их реализации. Германцы настолько преуспели в производстве печей, что на протяжении столетий формы для производства керамики приобретались у них многими европейскими производителями печных изразцов и кафеля. Наверное, поэтому самое большое собрание различных изразцовых печей можно найти именно в Германии, где прикладное искусство идет в ногу с архитектурой, повторяя все основные направления в искусстве: из готики через ренессанс к барокко, бидермейеру и модерну.

Расцвет немецкого изразцового искусства приходится на XVII-XVIII век. К этому периоду относятся изразцовые печи в замке Хоэнашау в Баварии, в замке Гейдельберг в Баден-Вюртенберге и во многих других замках Германии.

Нельзя не упомянуть прекрасные рокальные печи, сделанные на фаянсовом заводе Штоккельсдорф в Любеке под руководством еще одного знаменитого немецкого керамиста Иоганна Бухенвальда.

Иоганн Георг Людвиг Бонифаций Бухенвальд (1723—1806) — художник и руководитель нескольких фаянсовых заводов в Шлезвиг-Гольштейне, является одним из самых значимых немецких мастеров-керамистов.

Под художественным руководством Иоганна Бухенвальда немецкий фаянс стал одним из лучших в Европе, в том числе с точки зрения своей историко-художественной ценности.

Еще один производитель изразцовых печей в Германии — Мейсенская мануфактура, которая дала начало предприятию Карла и Эрнста Тайхертов, выпускавшему изразцовые камины и печи до середины XX века. Примечательна изразцовая стена производства мануфактуры Мейсена, существующая до сих пор в Дрездене.

Но наиболее объемная коллекция немецких керамических изразцовых печей собрана в музее печей в Фелтене. Такой большой экспозиции печей всех эпох и стилей, собранной в одном месте, наверное, нет больше нигде в мире.

Здесь представлены древние готические изразцовые печи, необыкновенные печи эпохи Ренессанса, чудесные миниатюрные барочные печи, причудливо-изогнутые печи в стиле рококо и, конечно, изумительные печи эпохи модерна.

В рамках одной статьи совершенно невозможно описать все европейское изразцовое и печное искусство — этому можно посвятить целую книгу. Но мы надеемся, что нам удалось заинтересовать вас и, возможно, вы выберете время, чтобы посетить упомянутые нами места и особенно музей печей и керамики в Фелтене.

Адрес музея:

Ofen- und Keramikmuseum Velten

Wilhelmstraβe, 32

16727 Velten

Telefon: 03304 / 3 17 60

Fax: 03304 / 50 58 87

  1. russian-mayolica.ru

Облицовка изразцами готовой печи

Теперь, расскажем о втором варианте – облицовка старой (уже
действующей, работающей) печи изразцами.

В таком случае, керамические изразцы укладываются по
следующей схеме:

в кирпичной кладке рабочей печи высверливаются отверстия для
связки кладки и изразцов;

в проделанные отверстия заводятся саморезы с проволокой. Они
будут связующим элементом, удерживающим изразцы на поверхности печи или камина;

Крепление изразца к кирпичной кладкеПримечание. Для крепления проволоки в кладке следует использовать короткие саморезы с нанесенным на них клеем. При этом заводить их нужно не ударным способом, а именно вкручиванием.

закрепление стальных штырей на проволоку;

установка изразца на штырь и последующее загибание верхнего
края штыря;

заполнение пространства между изразцами сухим раствором.

Заполнение камеры изразца сухим растворомПримечание. Строительный рынок предлагает современные растворы для приклеивания изразцов к кирпичной поверхности. Такой клей выдерживает значительную температуру и способен удержать без деформации
изразцовою отделку с учетом существенного веса плитки.

Как крепить изразцы к печи (готовой) показано на видео

Изразцы для камина и печи способны долго сохранять свое
очарование при наличии должного ухода. Он заключается: в своевременном
протирании изразцов от пыли, копоти, и замене (реставрации) поврежденных
элементов.

Конструкция изразцов

Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.

Плитка состоит из:

  • лицевой части;
  • пластины – самого верхнего слоя;
  • румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
  • отверстий для штырей, расположенных в румпе.

Рисунок 2. Конструкция изразца

Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.

Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.

Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.

Разновидности

Учитывая, что рассматриваемый декоративный элемент является продуктом ручной работы, то разновидностей его может быть огромное множество, ведь фантазия человека безграничная. Камины в интерьере украшают плитами с гладкой или рельефной поверхностью, окрашенные в один тон или расписанные несколькими цветами.

Наиболее распространенные виды лицевой стороны изразцов представлены следующим:

  1. Терракотовой плиткой с имитацией необработанной поверхности.
  2. Майоликовой плиткой с имитацией глазурной поверхности.
  3. Фаянсовой или фарфоровой плиткой, которая покрыта глазурью.

Красивая расписная печка

Если останавливать выбор на расписных изделиях, то нужно быть готовым к их высокой стоимости. В процессе изготовления мастера вручную наносят рисунки в самых востребованных стилях росписи, среди которых:

  • голландский;
  • суздальский;
  • калужский.

Для создания общей целостной картины и удобства выбора, в магазинах представлены целые комплекты изразцов, которые включают в себя все необходимые элементы кладки:

  1. карнизы;
  2. цоколи;
  3. фасоны;
  4. углы;
  5. ряды.

Комплект для отделки

Благодаря их умелому сочетанию создается настоящий шедевр, полностью законченное и продуманное архитектурное творение, которым хочется наслаждаться как можно дольше. В зависимости от конструкции камина или печи выбор изразцов может быть расширенным или узким, поэтому еще до момента возведения целостной конструкции стоит все детально продумать.

Это интересно: Почему дымит камин?

Технология и секреты укладки изразцов

Важно знать, что изразцовые камины по весу несколько тяжелее конструкций с другой отделкой. Этот момент следует учесть на этапе строительства и предусмотреть для отопительного оборудования мощный фундамент

Отделка камина в процессе кладки

Технология вязки изразцов нисколько не изменилась за несколько столетий. Крепление отделочных элементов на поверхность камина или печи осуществляется при помощи стальной проволоки, штырей и скоб. Облицовку проводят в процессе кладки печи. В отверстия румпы вставляют стальные штыри, к которым прикручивают гибкую стальную проволоку.


Принцип крепления изразцов. 1 – румпа, 2 – штырь, 3- проволока, 4 – скобы

Концы скрученной проволоки вмуровывают в кладочные швы по ходу строительства камина. По вертикали или по горизонтали ряды изразцов дополнительно скрепляют стальными скобами, оставляя зазоры между плитами не более 3 мм по вертикали и не шире 1 мм по горизонтали. Опытные мастера предпочитают бесшовную кладку, тщательно подбирая и шлифуя детали. Для шлифовки можно использовать болгарку или специальную машину.

Укладку декора начинают с угловых элементов и нижнего горизонтального ряда. Сначала мастера выстраивают плитку по периметру печи без раствора, тщательно подбирая элементы по форме и оттенкам. Для нижних рядов рекомендуется отобрать более темные плитки, а в верхней части уложить самые светлые. В работе обязательно используют уровень, контролируя горизонтальное и вертикальное положение. Перед окончательной укладкой все изразцовые элементы обязательно вымачиваю в воде. Это позволяет получить схожую влажность раствора и плиточного материала.


Схема обвязки и крепления изразцов. Рис. а: 1 – пластина, 2 – лицо, 3- отверстия для штырей, 4 – румпа. Рис. б: 1 – кирпичная кладка, 2 – изразцовая плитка, 3 – румпа, 4 – штыри для крепления, 5 – скобы, 6 – стальная проволока, 7 – проволочные петли в кладке

В ходе крепления плитки к кирпичной кладке пространство на тыльной стороне заполняют глиняным раствором, смешанным с битым кирпичом

Важно измельчить тот же жаростойкий кирпич, который используется для кладки камина. Сначала отверстия заполняют наполовину, после чего вставляют крепления и окончательно наполняют пустоты раствором. Если укладка проводилась со швами, то их затирают гипсовой смесью или глиной

Также можно поискать готовые затирки для изразцовой плитки. Кстати, современные производители уже выпускают клеи для заполнения румпы на основе термостойкого цемента и минеральных добавок. Однако мастера со стажем в большинстве своем отдают предпочтение классическому глиняному раствору

Если укладка проводилась со швами, то их затирают гипсовой смесью или глиной. Также можно поискать готовые затирки для изразцовой плитки. Кстати, современные производители уже выпускают клеи для заполнения румпы на основе термостойкого цемента и минеральных добавок. Однако мастера со стажем в большинстве своем отдают предпочтение классическому глиняному раствору.

Декор старого камина

Старое печное оборудование, нуждающееся в новом декоре, также можно обновить при помощи изразцовых элементов. Работу начинают с удаления строй отделки, очистки поверхности, углубления швов на 10 мм и грунтовки. Для обеспечения нужной жесткости используют армирующую сетку.


Схема обвязки

В процессе обвязки изразцов проволоку прикручивают к саморезам в кирпичной кладке и сетке. В остальном процесс облицовки изразцами камина ничем не отличается от укладки во время строительства.

Отделка изразцами – сложный процесс, новичкам не стоит даже пробовать себя в этом деле. Разумнее будет еще на этапе планировки найти профессионала и доверить ему ответственную работу.

Облицовка изразцами — планирование

Изразцовые печи – это специфический вид обустройства топки. Ее особенность в том, что строительство и облицовка производятся одновременно (классический способ). Есть еще современный, для тех, кто хочет облицевать уже работающую (старую) печь или камин.

Таким образом, для начала рассмотрим первый вариант – одновременное строительство и облицовка печи изразцами. Как правило, выполняют такую работу сразу два специалиста – печник и облицовщик.

Исходя из сущности этапа, можно сделать вывод, что решение обложить печь изразцами принимается одномоментно с идеей её строительства. Учитывая, что вес изразца довольно большой (2 кг), за счет большей толщины по сравнению с керамической плиткой, а также за счет способа монтажа, печи нужно обеспечить мощное основание – фундамент. Его площадь должно немного превышать планируемые размеры печи или камина. Это позволит конструкции прочно стоять и выдерживать вес изразцов без перекосов. Выбирая вид фундамента лучше отдать предпочтение плитному, а его толщина определится весом будущей печи.

Выбор изразцов для облицовки

Мастера-плиточники создали много разных конфигураций изразца, что позволяет построить красивую и функциональную изразцовую печь. Так, например, ровные плитки используют при отделке плоскостей, для облицовки углов предусмотрены угловые изразцы с румпой соответствующей конфигурации, Изгибы и декор выполняются фасонными деталями (бордюр, карниз прямой и угловой, решетка, рельефные вставки, накрывная полка, обрамление топки).

Разными могут быть не только виды изразцов, но и способ выполнения лицевой поверхности. Здесь выделяют рельефные, гладкие, с рисунком и без, глазурованные и терракотовые поверхности. Способ нанесения рисунка и его цветовая гамма определили целые школы керамистов. Популярность завоевали, голландские, испанские, русские изразцы.

А вот размеры изразцов, напротив, унифицированы и регламентируются положением ГОСТа 3742-47. Документ содержит информацию о геометрии изразца и допустимых отклонениях от нормы. Последние составляют не более 1 мм. Стандартизация позволила избежать длительной подгонки изразцов друг к другу, что существенно сокращает время облицовки.

Как проверить качество изразца

Покупая изразец нужно руководствоваться не только его эстетическими свойствами, но и обратить внимание на такие показатели как:

сырье. Мастера утверждают, что прочный изразец можно изготовить только из белой глины. Цветные глины, содержат различные примеси, которые влияют на качество;

наличие и размеры пор. Чтобы увидеть поры не нужно разбивать изделие. Они отчетливо просматриваются на торцах изразца. Чем больше размер пор, тем больше влаги способно впитать изделие. Процент влагопоглощения определяет устойчивость изразца к перепадам температур, к механическим повреждениям. Соответственно, чем больше и крупнее поры, тем ниже качество изделия;

метод изготовления изразца. В промышленных объемах изразцы изготавливаются двумя способами: продавливание, прессование и литьё. В первом случае используется влажная глина, что упрощает процесс производства, но увеличивает срок высыхания изделия. К тому же в процессе сушки влажное изделие может повести, что нарушит заданные размеры. Второй вариант более трудоемкий, но готовое изделие более прочное и имеет идентичные размеры. Третий метод используют для получения «плитки под изразцы»;

число (количество) обжигов. Их можно определить по качеству лицевой поверхности. Если она слегка потрескалась и имеет более тусклый блеск – значит, изразец обжигался единожды.

Статья по теме: Заливные полы: своими руками видео, как делать и что это такое, жидкий ремонт и фото самому, инструкция по применению

Как укладывать изразцы на печь?

В старину укладка изразцов велась в процессе строительства печи. Для этого два специально обученных человека – печник и облицовщик – трудились вместе. Технологии поменялись, и украсить такой плиткой можно уже готовую печь.

Подготовка поверхности и материалов

Следует придерживаться следующей схемы работы.

Первая часть касается подготовки самой печи и деталей, которые будут на нее крепиться:

  • Облицовка печи изразцами начинается с избавления от старой штукатурки или других элементов декора. Если печь только выложена, нужно удалить остатки смеси раствора.
  • Рекомендуется углубить швы в кладке примерно на 10 мм. Это поспособствует лучшему сцеплению с раствором.
  • Печь необходимо покрыть строительной сеткой. Это усилит жесткость конструкции и поможет более длительной эксплуатации.
  • В кладку печи монтируются саморезы. На них будет крепиться будущая облицовка.

Далее можно приступить к подгонке всех деталей:

Так как такие плитки могут иметь различия в размерах, рекомендуется их сделать максимально одинаковыми. Сделать это можно с помощью болгарки или шлифовки.
Когда все детали максимально идентичны можно отсортировать их по оттенкам

Важно помнить, что все темные плитки кладутся ближе к основанию печи. Чем далее от пола, тем узор светлее.
Для большего удобства можно разложить примерный эскиз на полу возле печи, а потом поочередно брать каждую деталь.

Техника крепления

Облицовка печи изразцами дело непростое и довольно длительное. Но если учитывать основные правила, сделать это может даже начинающий мастер.

Всю плитку перед работой замачивают в воде. Такая процедура повысит термоустойчивость материала.
Крепление изразцов к печи начинается с нижнего угла (ряда). Глиняным или цементным раствором заполняется румпа детали, потом они крепятся к поверхности. Все изразцы должны быть установлены ровно. Если допустить завал конструкции на первом этапе, то придется переделывать всю работу. Ниже указаны способы укладки изразцов на первому ряду:
Если изразец имеет большой вес, можно добавить ломаный кирпич или щебень.
В углубления румпы вставляются и загибаются металлические штыри. На них крепится проволока, которая вместе с закрепленными ранее саморезами удерживает плитку. Проволока связывает изразец со следующими в ряду.
Остальные ряды укладываются аналогично. Необходимо помнить об промежутке на шов. Для эстетичности изделия он должен быть одинаковым.
После крепления швы затираются. Затирку можно купить в магазине

Важно чтобы она не выбивалась из общей композиции. Поэтому следует подобрать под цвет изразцов.

4 этап – Изготовление изразцов в домашних условиях

Технология кратко показана на рисунке.

Изготовление изразцов в домашних условиях

Для обучения предлагаем пошаговую инструкцию, как сделать изразцы своими руками:

Подготовить форму. Поскольку форма заполняется не единожды,
в ней могут оставаться частицы глины и просто накапливаться пыль от простоя.
Перед тем как приступить з заполнению ее глиной, форму нужно очистить – промыть
и высушить. Мельчайший посторонний предмет в форме неизбежно отразится на
лицевой поверхности изразца.

Набивка формы глинойФорма плотно набивается глиной. Заполняя форму, следует знать, что глина помещается в нее небольшими частями. А укладка начинается от
центра формы.

Сначала глина тонким слоем распределяется по всей площади формы.
При этом ее нужно плотно утрамбовать пальцами. Таким образом заполняются
пустоты, которые создают рисунок лицевой части.

Новичкам проще изготавливать печные изразцы с гладкой поверхностью, а затем наносить на плитку рисунок или просто цвет (фон). Даже оставленный без декора гладкий изразец будет отлично смотреться на готовой печи или камине.

Набивка формы глиной – видео

Выравнивание тыльной стороны изразца даст возможность убрать
лишнюю глину и подготовить площадку для формирования румпы (выступ коробочной
формы на обратной стороне изразцовой плитки). Румпа изготавливается отдельно и
укладывается на поверхность изразца. Чтобы сделать ее достаточно скатать четыре
или два бруска одинакового сечения. Затем немного придавить брусок, придавая
ему нужную форму, и установить на тыльную (заднюю) сторону изразца.

Формирование (лепка) румпы изразца

Прижатие румпы к основаниюБортик необходимо надежно придавить к основанию. Чтобы сделать его ровнее используют стек.

Выравнивание румпы изразца

Как сделать румпу изразца – видео

Выравнивание румпы изразца (прессование)Выровнять плоскость можно срезав лишее стеком (ножом) и придавив румпу фанерой.

Изготовление румпы изразца путем соединения двух форм
Изготовление отверстий для крепления изразца

Ввиду пластичности глины, просверленные отверстия могут
смяться после того, как изразец вынут из формы и перевернут на лицевую сторону
для сушки. Поэтому следует установить жесткий каркас (толстую проволоку или
палочки) для них и закрепить его глиной.

Формирование отверстий для крепления изразца

После этого изразец можно вынуть из формы и отправить на просушку.

Вынимание изразца из формы

Проделывание крепежных отверстий и вынимание из формы – видео

Старинные изразцы всегда несут на себе отпечаток автора в виде печати или подписи на изделии.

Нанесение штампа, подписи на изразец

Штамп, печать на изразцеКстати, если штамп автора находится с изнаночной части изразца, его сделали вручную. Если с лицевой, то чаще всего такая изразцовая плитка изготовлена методом использования формы для лицевой части и для румпы.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Далее изделие вынимается из формы, когда глина уже подсохла,
но еще сохраняет пластичность. Мастера называют такое состояние кожетвердым.
Поскольку глина дает некоторую усадку при высыхании и при извлечении изделия
проблем не возникнет.

Дополнительная обработка изразца – видео

Лощение изразцаЛицевую поверхность подвергают лощению. Так называется полировка изразца твердым гладким предметом. На практике для этого используют
ложку, стеклянный пузырек, гальку. Гладкой поверхности такая обработка придаст
блеск. Для рельефных поверхностей эту процедуру можно провести для тех
участков, на которых нет выступающих, выпуклых элементов узора. После такой обработки изразец высушивают.

Примечание. Чтобы работа не остановилась на 1-2 недели из-за
разбитого изразца лучше заранее подготовить ремонтный комплект. В запасе должны
быть все детали будущей облицовки камина или печи как минимум по одной штуке.
Да и в процессе эксплуатации печи этот страховой запас может выручить.

Как сделать изразцы самостоятельно?

Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.

Заготовка глины

Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.

Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.

Рисунок 4. Заготовка глины

Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.

Изготовление формы

Рисунок 5. Раскатывание заготовки

Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:

  • из куска глины раскатывают лепёшку;
  • острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
  • лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.

Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.

Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.

Формовка и обжиг изразцов

Рисунок 6. Формовка плитки

Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.

С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.

Рисунок 7. Процесс формования изделия

*Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать можно только тогда, когда они полностью остынут.

Роспись плитки

Рисунок 8. Роспись изразца

На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:

  • холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
  • роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
    • плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
    • плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.

Процесс глазуровки

Рисунок 9. Готовые глазурованные плитки

*Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:

  • готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
  • в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
  • просушивают керамику;
  • повторно обжигают.

При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.

Рисунок 10. Печка, облицованная термоинертной керамикой

Изразцы – классика печного декора

В средние века изразцы использовали для отделки дворцов и храмов, и только в 17 веке их начали широко применять для облицовки печей и каминов. Благодаря особой форме, изразцы повышают теплоотдачу печи и предотвращают утечку угарного газа. Для производства этого удивительного материала преимущественно используют терракотовую глину.


Классический камин с изразцовой отделкой

Чем изразцы отличаются от плитки

Главное отличие старинного печного декора от современной плитки – форма. На тыльной стороне изразцы имеют румпу – пустотелую коробочку, периметр которой немного меньше размера плитки. Во время облицовки румпу заполняют глиняным раствором, в ней же предусмотрены отверстия для крепления плитки к печной кладке.


Обратная сторона плитки напоминает по форме пустую коробку

Благодаря пустотелой форме увеличивается объем глиняного раствора, компенсируется нагрев поверхности печного оборудования и существенно возрастает теплоотдача стен. Воздух, находящийся в естественных пустотах, нагревается до 100 градусов, а затем равномерно отдает тепло помещению.

Виды и формы изразцов

Прежде всего, изразцы различают по форме. Для каждого участка печи изготавливают плитку подходящей конфигурации: плоскую, угловую, карнизную, цокольную. Для украшения особых участков создают специальные декоративные формы: полки, короны, заслонки.


Для каждого участка есть свой элемент

Лицевая сторона плитки может быть гладкой и рельефной, однотонной или расписной. Декоративную роспись, как и много лет назад, наносят исключительно вручную, поэтому каждый элемент является по-своему уникальным.

В зависимости от обработки лицевой поверхности, изразцы подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазурованную плитку покрывают прозрачной или цветной глазурью, приготовленной из природного сырья. Особый способ нанесения глазури позволяет получить прочное и долговечное декоративное покрытие, напоминающее стекло. Неглазурованная плитка похожа на классическую глиняную посуду.


Глазурованный рельефный изразец для камина

Облицовка своими руками

Как это ни странно, но существуют и те, кто захочет не только сделать камин своими руками, но и материал облицовки для него не искать в магазине, а тоже сделать самому. Таким людям будет приятно услышать, что клинкерную или гипсовую плитку очень легко сделать самостоятельно.

Для клинкера понадобятся: силиконовая форма, гипс, песок и цемент. Все нужные «ингредиенты» смешиваются и заливаются в форму. Через 15 минут все уже готово, нужно только посушить и покрыть грунтовкой, чтобы ничего не осыпалось.

Для изготовления гипсовой плитки будут нужны: силиконовая форма, гипс, гашеная известь, вода. Все перемешивается и заливается в форму, но необходимо делать это быстро иначе гипс начнет застывать в самый неудачный момент. Через 15-20 минут материал можно доставать из формы и оставить сушиться дальше, делать это надо аккуратно, потому что конструкция пока очень хрупкая.

Изразцы для камина своими руками

До того как начать делать изразцы, изготавливают их эскиз, позволяющий с учетом габаритов камина произвести расчет необходимого количества изделий и их конфигурации. После этого продумывается, форма изразца, проще всего сделать прямоугольные или квадратные изделия. Так получают небольшое отклонение от запланированных размеров, и подгонять их на месте будет намного проще.

Изразцы для камина своими руками

Нужно сразу продумать рельеф и узор, это влияет на конфигурацию шаблона. После этого готовят форму (шаблон), который используется много раз, и в нем постепенно накапливаются остатки глины. По этой причине перед каждым началом работы, необходимо ее очистить и просушить.

Внимание! Даже небольшая грязь в форме оставить свой след на лицевой поверхности. Форму заполняют глиной, не забывайте, что материал нужно добавлять небольшими порциями

Начинать заполнять формы нужно от центра, так в ней не останется воздушных карманов, которые испортят вид изразца. Глину, распределяют по всей площади, ее нужно хорошо утаптывать пальцами. Так вы заполните все пустоты шаблона, формирующие рисунок изразца

Форму заполняют глиной, не забывайте, что материал нужно добавлять небольшими порциями. Начинать заполнять формы нужно от центра, так в ней не останется воздушных карманов, которые испортят вид изразца. Глину, распределяют по всей площади, ее нужно хорошо утаптывать пальцами. Так вы заполните все пустоты шаблона, формирующие рисунок изразца.

Новичкам легче делать гладкие изделия, и только потом создать фон или рисунок. Облицовка камина изразцами, может быть красивой, даже при отделке гладкими изразцами.

Подготовка глины для изразца

Сначала необходимо подготовить глину, она должна постоять некоторое время в замоченном состоянии, которое можно использовать для подготовки форм.

Изразцы нужно делать из пластичной глины, предназначенной для гончарных изделий. Прочность после обжига, пластичность и способность держать форму превращает ее в идеальное сырье, После этого из глины формируют небольшие шарики, их хорошо просушивают. Сушка проходит в теплом помещении или летом на улице, После сушки шарики измельчают и просеивают. Можно это делать с помощью мелкого, проволочного сита, Отмучивают глину – заливают водой просеянный порошок, смесь хорошо перемешивают, дают отстояться

Воду после этого осторожно сливают, при этой операции нельзя трогать нижний слой. Это и будет чистый материал необходимый для работы

Любые примеси, в глине отрицательно сказывается на качестве продукции. Причина в том, что отделка камина изразцами, во время топки нагреваются, и из-за этого слегка увеличиваются в объеме. Посторонние включения обладают другим коэффициентом расширения по сравнению с глиной, и во время нагревания плитка может треснуть,

Рекомендация. Специалисты советуют очищать глину так – в емкости для отмучивания глины, делают несколько вертикальных отверстий, их закрывают деревянными заглушками. При отстаивании глины, вода сверху будет становиться светлее. Извлекая заглушки, постепенно сливают светлую жидкость, пока вся вода не стечет.

Подготовленную глину сушат на солнце, часто, перемешивая. Одновременно сырье станет пластичным и однородным.

Знающие люди добавляют в глину дополнительные компоненты – шпат, шамот, каолин, они дают смеси новые свойства.

Формирование модели изразца

Для изготовления гипсового слепка, необходимо сделать шаблон. На 20-30 мм пласт глины, наносят нужный рисунок. Если он простой, то можно просто вылепить его пальцами, сложный узор, вырезают стеком. Он похож на деревянный нож, пропитанный олифой. Их делают самостоятельно или покупают, вместо них могут использоваться кожаные или проволочные петельки.

Совет! Создавая глиняный узор, не забывайте, что его нужно будет отделять от шаблона, по этой причине, мелкие детали в узоре лучше не использовать. Углубления и выступы делают так, чтобы на срезе получался конус, в качестве примера может послужить детская пасочка. Высохший шаблон укладывают в опалубку и смачивают из пульверизатора. Небольшой блеск глины укажет, что влаги для материала хватит.

Гипсовый состав делают из обычных компонентов – разводят гипс водой, в пропорции 7:10. Нужно засыпать гипс в воду, если сделать это наоборот, то вы устанете размешивать и раздавливать появившиеся комочки.

Гипсовый раствор почти моментально теряет текучесть, лучше его смешивать в разрезанном пополам резиновом мяче. Новичкам желательно использовать не гипс, а шпатлевку, она дольше не застывает.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий