Кохер для литого асфальта – вид ремонтного оборудования

Изготовление материала

Для технических характеристик продукта одинаково важны и состав., и метод производства, и даже способ укладки. Готовый продукт – дорожное покрытие, является результатом соблюдения технологии на всех стадиях.

Состав

Состав и ингредиенты, используемые для производства литых АБ, несколько отличаются от обычных. В России ГОСТ регламентирует требования, предъявляемые к составу и материалам при изготовлении.

  • Битум – допускается применение нефтяных битумов вязких марки БНД 40/60 или 40/90, но советуется использование улучшенных видов битума, обогащенных полимерными добавками. Особенно это касается АБ, предназначенного для мостовых сооружение или трасс с высокой нагрузкой. Например – стирол-бутадиен-стирол рекомендованных марок.
  • Щебень – используется материал из изверженных и метаморфических пород при общем содержании зерен пластинчатой формы не более 20%.
  • Песок в составе литого АБ входит природный и дробленый. При производстве АБ для верхнего слоя его использование ограничено.
  • Минеральный порошок подбирают согласно указаниям ГОСТ Р 52129-2003.
  • В состав могут входить различные модифицирующие добавки: красящие пигменты, дефлегматоры и так далее.

Приготовление литого асфальтобетона

Для изготовления литых АБ применяют битумы с высокой степенью вязкости, что означает более высокие температуры нагрева при смешивании ингредиентов. Однако чрезмерный нагрев может привести к изменению свойств, поэтому процесс приготовления стараются организовать так, чтобы ограничиться минимально возможным нагреванием.

  • Так, битум подогревают до температуры не 250 С, а 160–180 С.
  • Минеральные компоненты прогревают до 190-240 С.
  • На выпуске температура асфальтобетонной смеси оказывается равной 200–220 С. Эту величину все же считают чрезмерной.

Лучше использовать активированный минеральный порошок: в этом случае удается добиться температуры смеси в 170–190 С.

Такой способ изготовления исключает производство на месте укладки, так как температурные режимы здесь надо выдерживать жестко. Этапы производства – по общей схеме, выглядят так:

  • доставка компонентов в бункеры;
  • передача в сушильный барабан – здесь ингредиенты смешиваются и прогреваются до нужной температуры;
  • в битумной части подогревают вяжущее вещество и передают в миксер вместе с твердыми ингредиентами смеси. Время сухого перемешивания – только сухих частей материала, составляет 15–20 с. Перемешивание вместе с битумом занимает в 1,5–2 раза больше времени, чем при изготовлении обычных смесей. Для приготовления подходят любые асфальтосмесительные машины с мешалками принудительного типа;
  • транспортировка проводится только в специальных подогреваемых котлах и при непрерывном перемешивании во время движения – кохерах. Полученная смесь по свойствам близка к суспензии и может расслаиваться. При перевозке без перемешивания эта опасность заметно увеличивается, а тогда литой АБ становится непригодным.

Укладка

Доставленная смесь выгружается в специальные асфальтоукладчики. Машины проводят укладку смеси слоем нужной толщины – от 3 до 7,5 см.

Перед этим на участке строительства укладывают опорные брусья, предупреждающие растекание смеси. Брусья удаляют после того, как температура АБ снизится до 60–70 С.

Уплотнять дорожный слой не нужно. Однако для повышения шероховатости рекомендуют втапливание черного щебня. Для этого используют самые легкие катки.

О том, как происходит укладка литого асфальтобетона, вы узнаете из видео ниже:

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии…

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)…

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных…

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы…

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например…

Читать далее

Какими бывают рециклеры?

ПМ-107

Рециклер ПМ-107 применяют для разогрева асфальтовой смеси, ремонта дорожного полотна и ямочного ремонта. Он перерабатывает старый асфальт, разогревает ранее приготовленное сырье, готовит литые смеси из инертных материалов. Особенность: установка мобильна, перемешивает смесь без помощи трактора. Основные характеристики:

  • время разогрева – до 15 минут;
  • может загрузить 350 кг материала;
  • температура разогрева – 200°С.

ЕМ-3200


Рециклер ЕМ-3200 применяют для ремонта дорог технологией литого асфальта. Особенность: устройство прицепного типа, нужна автотракторная техника для передвижения. Загружает готовые смеси литого асфальта, доставляет смесь к месту работ. Перерабатывает старые фракции асфальта, готовит литые смеси из инертных материалов, транспортирует горячий битум (вещество, которое применяют в дорожном строительстве). Основные характеристики:

  • производительность – 1,2 т/час;
  • емкость топливного бака – 36 л,

У современных устройств для ресайклинга отличаются объем барабана, мощность и внешний вид. Это определяет скорость переработки дорожного полотна за единицу времени. Для разного типа ремонта (локальный или масштабный) можно подобрать соответствующий тип установки.

Круговорот

Существенно снизить расходы на дорожный ремонт позволяет повторное использование асфальта – «рециклинг». Правда, относить этот метод исключительно к аварийному не совсем верно, просто он позволяет обходиться без асфальтобетонного завода. Однако материал (мелкую асфальтовую крошку) можно получить только при фрезеровании поверхности дороги, так что здесь необходимо проводить все трудоемкие операции по подготовке покрытия, как и при работе с горячей асфальтобетонной смесью.

Готовится материал путем разогрева и перемешивания вторичного асфальта с небольшим добавлением битума в специальных агрегатах – рециклерах. В России распространены в основном прицепные модели. За один замес эти машины готовят до полутора тонн полноценной асфальтобетонной смеси, которую можно использовать не только для ямочного ремонта и восстановления покрытий после прокладки коммуникаций, но и для укладки выравнивающих слоев при капитальном ремонте. Время перемешивания не превышает 20 мин, а кроме «пережевывания» старого асфальта рециклеры могут применяться как малые мобильные асфальтовые установки.

Белорусский завод «Евромаш» выпускает прицеп, похожий на советскую бочку с квасом, для работы с трактором «Беларус». Это, пожалуй, самый доступный рециклер на российском рынке. Более современный вид, как и бо’льшая цена, у европейских установок на двухосных прицепах, продвигаемых компанией «Коминвест-АКМТ»: это три варианта модели ЭД-305 с автономным двигателем, полной массой 1,7; 2,5 и 5 т, производительностью соответственно до 3,6; 7 и 10 т асфальтобетонной смеси в час. Готовый к укладке асфальт можно выгружать непосредственно в подготовленный к ремонту участок, а затем после разравнивания остается только уплотнить его виброплитами или тротуарными катками, в зависимости от размеров карты.

Технология производства

Технология приготовления литого асфальтобетона основана на смешивании компонентов в определенных пропорциях и последовательности. При этом, учитывая, что композитный материал должен укладываться на дорожное полотно подогретым до определенной температуры, а сам процесс производства организуется не на месте кладки смеси, поэтому для транспортировки используют специальные автомобили-емкости.

Вот технология производства:

  • минеральные компоненты загружаются в сушильный барабан, где подвергаются сушке и нагреву (190-240С);
  • после чего они подаются в сортировочное устройство, где разделяются на щебень и песок по фракциям;
  • далее каждый ингредиент поступают в дозаторы, где происходит их взвешивание в процентном соответствии к общей массе согласно рецептуре;
  • щебень и песок после взвешивания поступают в смеситель;
  • минеральный порошок проходит тот же путь, минуя сортировку;
  • битум нагревается (160-180С) с помощью собственного устройства и подается нагретым в смесительную камеру, где уже находятся все остальные материалы;
  • происходит тщательное перемешивание, после чего готовый асфальт отправляется на укладку специальными транспортными средствами, которые называются кохеры, они оборудованы подогреваемым резервуаром.

Так как асфальт литого типа является материалом гостированным (с использованием различных методов испытания), то на него оформляется сертификат соответствия.

Холодная и горячая асфальтобетонные смеси

Самыми перспективными и экономически выгодными являются технологии, которые позволяют проводить ремонт в течение всего года. Именно таким является метод ямочного ремонта с использованием холодной асфальтобетонной смеси, которая содержит минеральный материал подобранного зернового состава, воду и жидкое органическое вяжущее вещество. Эту смесь изготавливают на асфальтобетонном заводе, складируют и укладывают при ремонте дорожного полотна в холодном состоянии. Насыпанный в яму холодный асфальт выравнивают лопатой, той же лопатой его можно уплотнить либо при необходимости с помощью пневмокатка. Большим плюсом данной технологии является то, что движение по дороге можно открывать практически сразу после проведения ремонтных работ. Возможность хранения готовой смеси в герметичной таре позволяет складировать холодный асфальт и использовать его в ремонте при температуре воздуха не ниже –10 °С, причем даже когда идет снег или мелкий дождь.

Наиболее распространенным и самым доступным методом заделывания выбоин при ямочном ремонте является использование горячей асфальтобетонной смеси. Это легко объяснимо постоянным наличием у дорожников традиционных компонентов в виде песка, щебня и битума для приготовления горячей смеси, также сказывается и доступность асфальтобетонных заводов, часто расположенных на небольшом расстоянии от дорог. И если раньше основной проблемой было чрезмерное остывание смеси при доставке к месту ее использования, то теперь есть техника, специально предназначенная для этого.

Так, предлагает различные термос-бункеры. В наличии есть съемные модели, которые можно устанавливать в кузов самосвала или комбинированной дорожной машины. С помощью, например, ТК-100 можно транспортировать готовую асфальтобетонную смесь до места укладки, а также хранить ее без потери химико-физических свойств. Для поддержания рабочей температуры бункер термоизолирован минераловатными матами и имеет подогрев газовой горелкой с автоматической регулировкой температуры. Винтовой конвейер расположен в нижней части бункера V-образной формы и подает материал из задней части бункера. Конвейер имеет гидравлический привод с приводом от автономного двигателя. Разгрузка материала идет по направляющему желобу прямо в место укладки асфальта. Для удобства выгрузки разгрузочный желоб имеет возможность поворота на 160°, как опция есть возможность установки удлиненного желоба длиной 1,9 м, с поворотом на 180°.

Также имеются термос-бункеры с приводом от гидравлической системы автомобильного шасси. Отличительная особенность, к примеру, мод. ЭД-105/100 – наличие двухшнековой системы. В таком бункере можно одновременно транспортировать до места укладки и хранить два различных типа асфальтовой смеси. В стандартной комплектации внешние транспортеры оборудованы скользящим механизмом, с его помощью винтовой конвейер может работать с обеими камерами. У всех моделей подвижные части интегрированы в гидравлическую систему, для того чтобы максимально избежать затратного и экономически невыгодного ручного труда.

Нашли свое применение при ямочном ремонте и машины-ремонтеры. На базовой машине размещают термоконтейнер для горячей асфальтобетонной смеси с теплоизоляцией и подогревом, бак, насос и распылитель для битумной эмульсии, компрессор для очистки и обеспыливания ям и привода отбойного молотка для обрубки краев карт ремонта, а также виброплиту для уплотнения асфальтобетонной смеси. Мод. TEKFALT patchFALT от компании ISP GROUP отличается термо­изолированным бункером треугольного сечения емкостью до 12 м3, который по заказу может быть доукомплектован маслонагревателем, подающим шнеком и ручной системой распределения эмульсии. Высококачественный битумный насос обеспечивает возможность бесперебойной и длительной эксплуатации. Расход подаваемого материала с контролируемой производительностью можно регулировать с помощью гидравлики через шнековую загрузочную систему. За одну загрузку термоконтейнера автомобиль-ремонтер может отремонтировать около сотни небольших ям размером 1х1 метр каждая. Для качества работ с помощью горячего асфальтобетона предпочтительнее положительные температуры, хотя технология допускает в случае необходимости работать при небольших отрицательных температурах воздуха.

Технические характеристики и свойства

Литой асфальтобетон – материал, который применяется для обустройства дорожных покрытий разного назначения, для ремонта, выполнения работ внутри помещений. Основным отличием от обычного является технология укладки асфальта данного типа – все манипуляции со смесью проводятся при высокой температуре (+220-250С): смесь сначала готовят, потом постоянно мешают в процессе доставки (не позволяя охладиться), доставляют в кохерах, далее укладывают.

За счет включения в состав особого вяжущего и минеральных порошков в большом объеме (до 11% битума и до 25% занимают минеральные составляющие соответственно) смесь самоуплотняется в процессе остывания, избавляя от необходимости тратить средства и время на специальный инструмент, само уплотнение. Дорожный слой из литого асфальтобетона получается с низкой пористостью и высоким уровнем плотности, демонстрирует прекрасную пластичность.

Основные свойства смесей:

  • Небольшая пористость – в диапазоне 20-22% по объему (остаточная пористость составляет 2%)
  • Водонасыщение составляет 1% для асфальта 1 и 2 типа, 5.7% и 0.5% для остальных, что дает возможность говорить о качественной защите от влаги нижних слоев асфальта. Также благодаря данной характеристике материал совершенно не боится морозов
  • Прочность на сжатие – 0.7 для 4 типа, 1 для всех остальных
  • Плотность и вес – могут быть разными, в зависимости от объема щебня в составе, показатель колеблется в диапазоне от 1.5 до 2.2 тонн на 1 кубический метр
  • Долговечность литого асфальтобетона – служит намного дольше, чем обычный, что обусловлено особенностями производства литых смесей и технологией укладки
  • Минимальная деформация – при значении температуры эксплуатации до +40С глубина вдавливания равна 1-10 миллиметрам
  • Высокий уровень адгезии к нижним слоям – за счет того, что литой асфальтобетон укладывается при повышении температуры и лучше сцепляется (практически «спекается») с гидроизоляцией, нижними слоями
  • Полное отсутствие коррозии, устойчивость к солям

Технические характеристики и свойства

К верхнему покрытию дороги предъявляются очень высокие требования, так как кроме очевидной прочности и износоустойчивости «дорожная одежда» должна защищать нижние слои от дождя и снега. Поэтому к главным качествам литого асфальтобетона относится низкая пористость и, соответственно, высокая плотность (т/м3).

  • Для типа 1 пористость минерального состава не превышает 20%, для остальных – 22% по объему.
  • Водонасыщение (по объему) для 1 и 2 типа составляет 1%, а для остальных, соответственно, 5,7 и 0,5%. Поскольку материал не насыщается влагой, он может защитить нижние слои. Кроме того, это же качество объясняет и прекрасную морозостойкостью покрытия из литого АБ.
  • Хорошую стойкость к низким температурам увеличивают и за счет получения щебня кубовидной формы из горных метаморфических пород. Его показатель соответствует классу F 50.
  • Остаточная пористость литого АБ составит 2%.
  • Прочность на сжатие равна не менее 1 для 1, 2, 3 и 5 типа и не менее 0,7 для 4.
  • Плотность, а, значит, удельный вес или объемный литого асфальтобетона зависит в основном от доли каменной фракции. Соответственно, при разной массе щебня, вес и объемный вес материала будет колебаться, причем в значительных пределах. В среднем диапазон составит 1,5–2,2 т в 1 куб. м.
  • Кроме того, для каждого региона разработаны свои нормативы при изготовлении АБ как литого, так и обычного. Поэтому точно узнать эти параметры можно лишь у специалистов завода-изготовителя.
  • К важным характеристикам относится и долговечность. Литой АБ менее склонен к деформации: при +40 С глубина вдавливания составляет 1–6, 1–4 мм и 1–10 для 5 типа.
  • Так как укладку литого АБ производят при более высокой температуре, то большой оказывается и адгезия к нижним слоям. Это означает своего рода «спекание» с материалами рулонной гидроизоляции. Таким образом водостойкость всей конструкции повышается.
  • В литом АБ отсутствует эффект коррозии , к тому же покрытие из материала устойчиво к солям.

О применении литого асфальтобетона речь пойдет далее.

Технология укладки литого асфальта

Несмотря на то, что из разновидностей асфальтобетона можно выделить и горячий, и литой асфальт, литые смеси также относятся к классу горячего асфальтобетона, так как требуют разогрева и относительно теплой температуры воздуха при асфальтировании (минимум +5°C).

Технология, по которой укладывается литой асфальт, выглядит следующим образом:

  • 1. Для обеспечения жидкой консистенции смесь разогревается, в среднем, до 220°C (190-250°C).
  • 2. К месту проведения работ литой асфальт доставляют специальным кохером, который способен поддерживать необходимую температуру, а также перемешивать смесь.
  • 3. Полимерным минеральным порошком может быть отрегулирована вязкость, в зависимости от расчетной нагрузки на будущее полотно.
  • 4. Для укладки смесь заправляется в асфальтоукладчик, который и будет производить нанесение АБ на основание.
  • 5. В зависимости от требуемой толщины слоя, асфальтоукладчик будет двигаться с разной скоростью. Скорость укладки – от 1 до 3 метров в минуту.
  • 6. Затем смесь остывает, в процессе чего набирает необходимые эксплуатационные характеристики.

В случае если литой асфальт используется для ямочного ремонта, асфальтоукладчик можно исключить из технологического процесса. В таком случае локальная заливка литого АБ производится непосредственно кохером.

Технология производства и укладки литого асфальта


Завод по производству литого асфальта

Литая технология основывается на применении в качестве вяжущих вязких сортов нефтяных битумов.

Поэтому, приготовление смеси происходит под действием сравнительно высоких температур:

  • температура битума — 160—180°С;
  • минеральные заполнители нагревают до 190—240°С;
  • температура готового асфальта составляет 200—220°С.

Литой способ производства асфальтобетона исключает его изготовление в местах укладки смесей, поскольку весь процесс требует точного соблюдения температурного режима.


Рекомендуемая температура

Производство


Принципиальная схема производства литого асфальта

Технологическая инструкция приготовления литого асфальтобетона:

  1. Холодные и влажные минеральные материалы, в расчетных соотношениях, загружают в агрегат питания, откуда при помощи наклонного транспортера сырье поступает в сушильный барабан. Там его просушивают и доводят до рабочей температуры.
  2. Нагретые компоненты подаются элеватором в сортировочное устройство.
  3. Разделенные на фракции песок и щебень через бункеры, предназначенные для горячего материала, следуют в дозаторы и по окончанию взвешивания загружаются в смесительный агрегат.
  4. Холодный минеральный структурирующий порошок доставляется элеватором в нагреватель, где вещество сушится и нагревается до оптимальной рабочей температуры, после этого поступает в расходный бункер.
  5. Осажденная в пылеуловителях пыль (отходы производства) подается в сортировочный агрегат, где дозируются и смешивается с песком и минеральным порошком.
  6. Горячий битум из нагревателя поступает в смесительный агрегат, где дозируется и подается в бункер к остальным компонентам.
  7. В главном смесителе осуществляется перемешивание всех составляющих.
  8. После этого готовая продукция отгружается в специальные транспортные средства (кохеры), оборудованные котлом-термосом или резервуаром, снабженным системой обогрева и перемешивания материала в момент доставки потребителю.


Машина—кохер

Укладка асфальта

Строительство покрытий из литых асфальтобетонных смесей необходимо выполнять в сухую и теплую погоду при температуре не ниже 5°С. Асфальтобетон в момент укладки должен иметь температуру 185—235°С, в зависимости от технологических условий и типа битумного вяжущего.


Покрытие из литых смесей

Работы по укладке литого асфальта проходят в следующей последовательности:

  • подготовительные работы;
  • разгрузка асфальтобетона;
  • укладка;
  • распределение и прессовка черного щебня.

Устройство покрытий при помощи асфальтоукладчика:

  1. К установленному в рабочее положение укладчику подъезжает термос-миксер для перегрузки раствора в бункер агрегата.
  2. Открывают заслонку термоса, включают шнеки в приемном бункере укладчика и сливают готовый асфальт.
  3. После загрузки нормируемого количества, начинают укладку.
  4. Асфальт укладывают со скоростью 1–3 м/мин. Скорость регулируют в зависимости от проектной толщины слоя. По мере расхода материала, оператор добавляет его из рядом стоящего кохера.
  5. При вынужденной остановке или окончании рабочей смены раствор необходимо полностью выработать или удалить из приемного бункера, а готовое покрытие, в месте будущего стыка, нужно отсечь упорным брусом. В следующую смену: брус снимают, прогревают место стыка и продолжают процесс укладки.

Устройство финишного покрытия из черного щебня


Покрытие черным щебнем

Черный щебень доставляется на объект автосамосвалами под пологом или в специальном изолируемом контейнере. Материал в момент распределения должен иметь температуру минимум 100°С.

Щебень укладывается способом рассева из расчета 10–15 кг/м2 по горячему основанию с рекомендуемой температурой 140—180°С. Материал может распределяться как вручную, так и механизированным способом (прицепной щебнераспределитель).


Щебнераспределитель

Работу катка можно начинать после достижения температуры покрытия 120°С. Движение автотранспорта допускается после окончательного остывания покрытия, но минимум — через 3 часа после укладки. Литая асфальтобетонная смесь укладывается непрерывно и одновременно по всей ширине дороги, используя для этого нужное количество укладчиков, распределенных уступом на расстоянии друг от друга 25–30 м.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий