Определение водонасыщение асфальтобетона согласно ГОСТ 9128-2009

Определение коэффициента водостойкости асфальтобетона по ГОСТ 12801—84

Коэффициент водостойкости асфальтобетона вычисляют с точностью до 0,01:

где Rв — предел прочности асфальтобетона при сжатии после водонасы­щения в вакууме, Па; R20 — предел прочности сухих образцов асфальтобето­на при сжатии при температуре 20°С, Па.

Результаты испытания асфальтобетонных образцов с различ­ным содержанием битума заносят в табл. 18 и назначают коли­чество битума в составе асфальтобетона по тем образцам, фи­зико-механические свойства которых наиболее высоки (по ГОСТ 9128—84 для данного типа асфальтобетона рекомендует­ся 5—6% битума).

В данном примере лучшие результаты получены у тех об­разцов, которые приготовлены с 6% битума. Поэтому состав ас­фальтобетона в данном примере будет: щебня 59,2%, песка 31,1%; минерального порошка 9,7%; битума 6%; итого 106%.

Из полученного состава смеси готовят снова асфальтобетон­ные образцы и подвергают их контрольным испытаниям.

Таблица 18

Вид испытания Количество битума в смеси, %
5,05,56,0
Водонасыщение, % по объему3,603,522,76
Набухание, % по объему0,560,520,50
Коэффициент водостойкости0,910,860,90
Предел прочности при сжатии, МПа, при температуре:20 °С2,853,203,40
20 °С в водонасыщенном состоянии2,623,103,30
50 °С0,840,900,96

Определение водостойкости асфальтобетона при длительном водонасыщении по ГОСТ 12801—84

Водостойкость асфальтобетона при длительном водонасыще­нии характеризуется физико-механическими свойствами образ­цов, выдержанных в течение 15 сут в воде с предварительным насыщением их водой в вакууме.

По результатам испытания вычисляют коэффициент водо­стойкости после длительного водонасыщения

где RВД — предел прочности асфальтобетона при сжатии после насыщения водой в течение 15 сут, МПа; R20 — предел прочности сухих образцом ас­фальтобетона при сжатии при температуре 20 °С, МПа.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА И КАЧЕСТВА АСФАЛЬТОБЕТОНА, ВЗЯТОГО ИЗ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ ПО ГОСТ 12801—84

Отбор образцов из покрытия

Контроль качества асфальтобетонного покрытия и основания производят на образцах прямоугольной или квадратной формы, вырубленных из покрытия с помощью зубила и молотка. Размер образцов 30×30 см из каждых 2000 м2 готового покрытия. Про­бу берут не ближе 1,5 м от кромки проезжей части. Наиболее целесообразно высверливать пробы при помощи специальной буровой установки на всю толщину покрытия. Диаметр кернов должен быть: при отборе проб из песчаного асфальтобетона — не менее 50 мм, из мелкозернистого и среднезернистого с мак­симальным размером зерен до 20 мм — не менее 70 мм и из крупнозернистого с максимальным размером зерен 40 мм — не менее 100 мм. Отобранные образцы-вырубки или керны из ас­фальтобетонного покрытия тщательно очищают, измеряют тол­щину слоев, нумеруют и записывают в журнал место взятия пробы, дату отбора, способ взятия образца, дату отправки про­бы в лабораторию, характеристику покрытия, толщину верхнего и нижнего слоев, однородность распределения составляющих материалов, сцепление слоев между собой.

После этого вырубки или керны разделяют по слоям и каж­дый слой испытывают отдельно. От вырубки отделяют три об­разца с ненарушенной структурой массой 200—400 г каждый для определения средней плотности, водонасыщения и набуха­ния. На образцах не должно быть трещин и по форме они дол­жны приближаться к кубу или’ прямоугольному параллелепи­педу со сторонами длиной 5—10 см.

Оставшуюся часть вырубки или два-три керна нагревают на песчаной бане или в термостате до температуры, указанной в табл. 17, разрушают до несвязного состояния и готовят из нее образцы.

Для проверки состава асфальтобетона из покрытия или ос­нования берут навеску 100 или 500 г для экстрагирования би­тума, при этом навеска должна отражать средний состав всей пробы. Навеску 100 г берут при проверке песчаных смесей, 500 г — мелко- и крупнозернистых.

Формула для расчета

Водонасыщение асфальтобетона измеряется в процентах. Формула для расчета водонасыщение асфальтобетона:

W= (m3 — m0)/(m1 — m2) 100%, где

m0 — масса взятого предварительно образца, если взвешивание производить в воздухе.

m2 — масса, которая получилась после взвешивания в воде.

m1 — образец предварительно держат полчаса в воде, а затем производят замер его веса в воздухе.

m3 — образец насыщают в условиях вакуума, а затем выполняют замер в воздухе.

Результат целесообразно округлить до десятичного знака. Для формирования информативной картины потребуется взять среднеарифметическое значение от нескольких результатов.

Формула для расчета

Водонасыщение асфальтобетона измеряется в процентах. Формула для расчета водонасыщение асфальтобетона:

W= (m3 — m0)/(m1 — m2) 100%, где

m0 — масса взятого предварительно образца, если взвешивание производить в воздухе.

m2 — масса, которая получилась после взвешивания в воде.

m1 — образец предварительно держат полчаса в воде, а затем производят замер его веса в воздухе.

m3 — образец насыщают в условиях вакуума, а затем выполняют замер в воздухе.

Результат целесообразно округлить до десятичного знака. Для формирования информативной картины потребуется взять среднеарифметическое значение от нескольких результатов.

Марки асфальтобетона и их характеристики

  • В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
  • Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
  • Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.

Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:

Понятие и особенности

Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.

  • На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
  • И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.

Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.

Можно ли уменьшить водонасыщение асфальтобетона

Если результаты протокола имеют водонасыщение асфальта, превышающее норму, то совершенно очевиден вопрос: можно ли его уменьшить? Что нужно, что бы его уменьшить? Ответ один: для этого нужно слой асфальта дополнительно уплотнить.

Теоретически это возможно выполнить, но лишь с небольшими участками и только верхнего слоя покрытия путем нагрева его газовой горелкой и уплотнения разогретой структуры асфальта тяжелым пневмо-катком. В конце концов в сверх жаркий летний день покрытие асфальта чуть ли не плавится и тут можно этим воспользоваться, укатав его дополнительно.

К сожалению – это все теория, на практике же в масштабах строительства крупных дорожных объектов это практически невыполнимые и труднореализуемые способы. 12 февраля, 2021 / Экспертиза асфальта

Особенности термина

Для нормальной эксплуатации асфальта недопустимо повышенное водонасыщение. При отклонении в показателе невозможно заметить негативные изменения плоскости в летнее время. Правильно поставить оценку смогут только специалисты после проведения исследования. Повышенное водонасыщение наблюдается, если на поверхности невооруженным глазом можно обнаружить большое количество пор. На фоне этого наблюдается также скорое выкрашивание щебня из поверхности.

Повышенный показатель в несколько раз снижает морозостойкость асфальта. Покрытие испортиться при наступлении холодов и морозов. Если вода ранее успела попасть в поверхность, то она начинает расширяться. Увеличение объема приводит к ухудшению технических характеристик и целостности. Законы физики приводят к тому, что лед начинает ломать асфальт изнутри. Поверхность рвется от давления, созданного жидкостью внутри. Покрытие начинает прогрессивно разрушаться, поэтому дальнейшее использование считается нецелесообразным.

Покрытие из асфальтобетона страдает из-за длительного увлажнения. Наблюдается выкрашивание минеральных зерен. Оно быстро изнашивается, поэтому появляются выбоины. Водостойкость напрямую зависит от плотности и образования устойчивых связей между отдельными компонентами. Благодаря этому удается добиться необходимого уровня адгезии. Если водонасыщение асфальтобетона ниже нормы, то со временем можно наблюдать диффузию жидкости. Она проникает под битумную пленку и уничтожает связи. Минеральные материалы имеют положительный потенциал. Свойство позволяет препятствовать устранению битумной пленки.

Жидкость имеет свойства проникать в трещины материала. Ситуация приводит к понижению прочности веществ. Трещины ослабляют свойства структуры. Они начинают заметно увеличиваться в размере. Асфальтобетон теряет свои первоначальные свойства прочности. Жидкости также свойственна диффузия — проникновение воды внутрь материала и застаивание. Это приводит к расклинивающему эффекту. Структура намокает, а затем высыхает. Попеременное действие приводит к увеличению пористости до 7%. При этом размер зерна заметно уменьшается, а в порах начинает скапливаться большее количество жидкости.

Крупнозернистый бетон имеет много открытых пор. Для мелкозернистого их количество составляет от 30 до 40% от общей массы. Водонасыщение вычисляется после анализа набухания и вычисления коэффициента водостойкости. Показатель должен быть больше 0,9. Только при длительном водонасыщении его можно снизить до 0,8.

Морозостойкость напрямую зависит от количества открытых пор

Во внимание также следует брать созданные связи между битумом и минеральными веществами. Они страдают весной и осенью

В этот период наблюдается поочередное замерзание и размерзание. На фоне этого формируются трещины, которые увеличивается при каждом цикле.

Морозостойкость принято выражать в качестве коэффициента. Он увеличивается в каждом цикле, поэтому страдает прочность сформированной поверхности. Показатель ниже у гранита, но выше у известняка. Асфальтобетон выдерживает больше циклов только при правильной технологии формирования. Иначе разрушение можно будет наблюдать в первом сезоне. Поверхность такого образца не получиться эксплуатировать в течение долгого периода времени.

Основные типы

Два слоя асфальтобетона и слой чёрного щебня Согласно ГОСТ 9128-2013, асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей (каменного материала) разделяются на:

  • щебёночные ;
  • гравийные ;
  • песчаные .

Асфальтобетонные смеси в зависимости от используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:

  • горячие (вязкие и жидкие нефтяные дорожные битумы), укладываются с температурой не менее 120 °С;
  • холодные (жидкие нефтяные дорожные битумы), укладываются с температурой не менее 5 °С.

Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон в зависимости от наибольшего размера минеральных зёрен (щебень, гравий, песок) делят на:

  • крупнозернистые (размер зёрен до 40 мм);
  • мелкозернистые (размер зёрен до 20 мм);
  • песчаные (размер зёрен до 16 мм).

Смеси холодные делятся на мелкозернистые

ипесчаные .

Асфальтобетоны из горячих смесей по величине остаточной пористости (выраженному в процентах к объёму количеству пор в покрытии после уплотнения) делятся на следующие виды:

  • высокоплотные (остаточная пористость от 1,0 до 2,5 %);
  • плотные (остаточная пористость от 2,5 до 5,0 %);
  • пористые (остаточная пористость от 5,0 до 10,0 %);
  • высокопористые (остаточная пористость свыше 10,0%).

Покрытия из холодных смесей должны иметь остаточную пористость от 6,0 до 10,0 %.

Горячие смеси, щебёночные и гравийные, и плотные асфальтобетоны по содержанию в них щебня (гравия) делятся на типы:

  • А (содержание щебня (гравия) от 50 до 60 %);
  • Б (содержание щебня (гравия) от 40 до 50 %);
  • В (содержание щебня (гравия) от 30 до 40 %).

Холодные щебёночные и гравийные смеси и соответствующие асфальтобетоны по содержанию щебня (гравия) делятся на типы Бх

иВх .

Смеси песчаные, горячие и холодные, и соответствующие асфальтобетоны по виду песка делятся на следующие типы:

  • Г иГх — приготовленные на песках из отсевов дробления (остаточный материал, получаемый в результате дробления и фракционирования горных пород) или на их смесях с природным песком при содержании последнего не более 30 % по массе;
  • Д иДх — приготовленные на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70 % по массе.

В зависимости от применяемых материалов и физико-механических показателей асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны подразделяются на следующие марки:

  • горячие высокоплотные — МI;
  • плотные типов: А — МI, МII; МIII;
  • Б, Г — МI, МII, МIII;
  • В, Д — МII, МIII;

пористые — МI, МII;
высокопористые щебёночные — МI, МII;
высокопористые песчаные — МII;
холодные типов:

  • Бх, Вх — МI, МII;

Гх — МI, МII;
Дх — МII;
высокопористые щебёночные — МI.

Формула для расчета

Водонасыщение асфальтобетона измеряется в процентах. Формула для расчета водонасыщение асфальтобетона:

W= (m3 — m0)/(m1 — m2) 100%, где

m0 — масса взятого предварительно образца, если взвешивание производить в воздухе.

m2 — масса, которая получилась после взвешивания в воде.

m1 — образец предварительно держат полчаса в воде, а затем производят замер его веса в воздухе.

m3 — образец насыщают в условиях вакуума, а затем выполняют замер в воздухе.

Результат целесообразно округлить до десятичного знака. Для формирования информативной картины потребуется взять среднеарифметическое значение от нескольких результатов.

Можно ли уменьшить водонасыщение асфальтобетона

Если результаты протокола имеют водонасыщение асфальта, превышающее норму, то совершенно очевиден вопрос: можно ли его уменьшить? Что нужно, что бы его уменьшить? Ответ один: для этого нужно слой асфальта дополнительно уплотнить.

Теоретически это возможно выполнить, но лишь с небольшими участками и только верхнего слоя покрытия путем нагрева его газовой горелкой и уплотнения разогретой структуры асфальта тяжелым пневмо-катком. В конце концов в сверх жаркий летний день покрытие асфальта чуть ли не плавится и тут можно этим воспользоваться, укатав его дополнительно.

К сожалению – это все теория, на практике же в масштабах строительства крупных дорожных объектов это практически невыполнимые и труднореализуемые способы. 12 февраля, 2021 / Экспертиза асфальта

Катки по методу уплотнения

Способ уплотненияОписание
Статическое уплотнениеУкатывает асфальт за счет собственного веса.
Вибрационное уплотнениеПомимо статической укатки, оказывают вибрационное воздействие вальцами. Современный и эффективный способ уплотнения.

Правильный выбор дорожного катка позволяет обеспечить высокий коэффициент уплотнения асфальта за короткий период. При этом для уплотнения небольших площадей может использоваться специальное оборудование, когда задействование катка невозможно или неоправданно.

К данному оборудованию можно отнести трамбовки, виброплиты, а также ручные катки

Обратите внимание, что уплотнение небольших участков малогабаритным оборудованием должно идти по спирали – от краев к центру. Когда инструмент перестанет оставлять следы на асфальтобетоне, можно завершать трамбовку.

Определение средней плотности асфальтобетона по ГОСТ 12801—84

Среднюю плотность асфальтобетона определяют гидростати­ческим взвешиванием образцов, приготовленных из асфальто­бетонной смеси в лаборатории.

Аппаратура

. Весы гидравлические или технические с приспо­соблением для гидростатического взвешивания, сосуд вмести­мостью 1—3 л.

Испытание.

Три образца, изготовленные в соответствии с п. 6.2, тщательно вытирают и очищают от налипших частиц сме­си, взвешивают с точностью до 0,01 г на воздухе. Затем погру­жают образцы на 30 мин в сосуд с водой, температура которой (20±2) °С. После этого образцы вторично вытирают и взвеши­вают на воздухе, а затем в воде при температуре (20±2) °С.

Среднюю плотность асфальтобетонного образца определяют с точностью до 0,01 г/см3:

где m0 — масса образца, взвешенного на воздухе, г; m1— масса образца, выдержанного в воде в течение 30 мин, а затем взвешенного на воздухе, г; m2 — масса того же образца, взвешенного в воде, г.

За среднюю плотность асфальтобетона принимают среднее ариф­метическое результатов определений трех образцов. Расхожде­ние между результатами параллельных определений не должно превышать 0,02 г/см3.

Определение средней плотности минеральной части (остова) асфальтобетона по ГОСТ 12801—84

Среднюю плотность минеральной части (остова) асфальто­бетона определяют расчетом на основании предварительно ус­тановленной плотности образцов и соотношения минеральных материалов и битума в асфальтобетоне:

где q0 -содержание минеральных материалов в асфальтобетоне (без би­тума), % по массе (принимается за 100%); qб — содержание битума в ас­фальтобетоне, % но массе (сверх 100% минеральном пасти асфальтобетона).

Определение истинной плотности минеральной части (остова) асфальтобетонной смеси расчетным методом по ГОСТ 12801—84

Истинную плотность минеральной части (остова) асфальто­бетонной смеси определяют расчетом на основании предвари­тельно установленной истинной плотности отдельных минеральных составляющих (щебня по ГОСТ 8269—76, песка по ГОСТ 8735—75 и минерального порошка по ГОСТ 12784—78).

Истинную плотность минеральной части асфальтобетонной смеси вычисляют с точностью 0,01 г/см3:

где q1; q2; q3 …, qn—содержание отдельных минеральных материалов в асфальтобетонной смеси, % по массе минеральной части; ρ1; ρ2; ρ3; …; ρn — истинная плотность отдельных минеральных материалов (щебня, песка, минерального порошка), г/см3.

Определение истинной плотности асфальтобетона расчетным методом по ГОСТ 12801—84

На основании предварительно установленных истинной плот­ности минеральной части (остова) асфальтобетона, битума и соотношений по массе составляющих материалов вычисляют истинную плотность асфальтобетона с точностью до 0,01 г/см3:

где qм — содержание минеральных материалов в асфальтобетоне (без би­тума), % по массе; ρм—истинная плотность минеральной части (остова) ас­фальтобетонной смеси, г/см3; ρб — истинная плотность битума, г/см3.

Результаты уплотнения асфальта

Первичный результатИтоговый результат
Сокращается расстояние между твердыми частицами в составе асфальтобетонаПовышается прочность дорожного полотна
Из покрытия вытесняется воздух, за счет чего оно становится менее пористымУлучшается влагоустойчивость и стойкость к низким температурам
Становится больше связей на фиксированном объемеПродлевается срок службы и возрастает прочность
Температурные свойства становятся лучшеВозрастает стойкость к высоким и низким температурам

Помимо повышения описанных в таблице параметров, качественное уплотнение асфальтобетона оказывает комплексное действие на все характеристики и свойства материала. Многие параметры асфальтового покрытия связаны между собой, и с улучшением одного показателя возрастают и другие физико-технические свойства АБ, за счет чего также растет коэффициент уплотнения асфальта.

Правила приемки

Для создания запаса раствора используют перегружатели – специальные машины, обеспечивающие бесперебойную работу укладчика или людей, которые выполняют работу. Именно этот транспорт применяют в процессе приемки асфальтобетона из автотранспорта непосредственно в укладчик.

При приемке нужно учитывать такие нюансы. Сам процесс проводят партиями односоставного материала, который производился в одну смену на заводе. Вес горячих составов, принимаемых за один раз, не должен превышать 600 тонн, холодных – максимум 200 тонн. Объем раствора считается по весу (для его определения применяют специальные весы). При погрузке на корабль по завершении приемки обязательно измеряется осадка судна.

Чтобы подтвердить соответствие продукта требованиям, проводят ряд испытаний: предел прочности при разной температуре, стойкость к внешним воздействиям, водонасыщение, определение зернового состава. Завершив их, покупателю выдают документ соответствия, отдельный для каждой партии груза.

Рекомендации по укладке

Сначала очищается от пыли и грязи основание с привлечением поливных систем и машин со специальными щетками. Устраняются все неровности, основание обрабатывается битумной мастикой. Материал производят в заводских условиях либо в передвижных установках, отгружают в кузов самосвала, транспортируют на место, загружают в бункер укладочной машины.

Рабочие укладывают покрытие собственноручно или специальной машиной-укладчиком, которая распределяет, выравнивает, уплотняет. Кладут 1-2 слоя на основание с содержанием гравия или щебня. Толщина нижнего слоя составляет 4-5 сантиметров, его выполняют из смеси со средней или крупной фракцией с пористостью 5-10%. Наружный слой укладывается толщиной в 3-4 сантиметра из асфальта мелкой или средней фракции с пористостью 3-5%. Окончательно уплотняется машиной.

Если речь идет о высоких нагрузках и интенсивном движении, покрытие кладут в 3-4 слоя общей толщиной 11-15 сантиметров.

При укладке тротуаров порядок работ такой же, но с некоторыми нюансами: установка бортовых камней для разделения дороги и тротуара, укладка основания (асфальтобетон из шлака, камня, кирпичного боя, крошка из старого материала) толщиной 10-15 сантиметров, разравнивание, уплотнение, покрытие наружным слоем толщиной 3-5 сантиметра.

Щебень

В работе с щебеночно-мастичной смесью нужно проявлять осторожность, так как ее температура равна примерно +150С. Классификация асфальтобетонных смесей по фракции щебня указана выше

Стоит упомянуть литые смеси, которые используются в ремонте и строительстве разных покрытий круглый год, в качестве верхнего слоя. Температура отгружаемой композиции составляет 220 градусов, поэтому работы можно проводить даже на морозе.

Материал транспортируется в специальном теплоизоляционном бункере, где работают горелки и смесители, подогревающие и перемешивающие ингредиенты. Стелить такой асфальт можно даже на мокрое основание.

https://youtube.com/watch?v=o47I88ctjNw

Характеристики асфальтобетона

Основные составляющие такого материала – это щебень, песок, битум и минеральный порошок. Асфальтобетон имеет вид уплотнённой смеси. Одно из прямых предназначений – это обустройство дорожных и других полотен.

Асфальтобетон характеризуется:

  • видом крупного заполнителя (может быть преобладание щебня, гравия или песка);
  • уровнем твёрдости и вязкости битумов;
  • размером гранул щебня/гравия;
  • основным назначением.

Для чего применяются асфальтобетоны? У каждого типа есть своё назначение. Дорожными покрывают магистральные улицы, тротуары и проезды. Аэродромными обустраивают взлётно-посадочные полосы и площадки. Промышленными асфальтобетонами устилают гаражи и кровли промышленных сооружений. Существуют также декоративные. Их используют, чтобы декорировать городские площади, покрыть разделительные полосы.

Плотность асфальта: зависимость от составляющих

Основными компонентами асфальтной смеси являются битумы, песок, гравий. Материал, благодаря химическим свойствам, широко используют для устройства дорог и благоустройства территории. Плотность асфальта является одним из основных показателей укладки дорожного покрытия. Натуральные ингредиенты обеспечивают прочность, а битум является связующим элементом для создания идеального полотна. Плотность асфальтобетона зависит от составляющих компонентов.

Основные составляющие дорожно-строительного материала

Битум составляет 5-6 процентов в асфальтном соединении. Другими элементами являются гравий, песок и прочие добавки.

С помощью песка создаётся основание для равномерного распределения давления. Если в составе материала слишком мало его, щебень выдавливается наверх. Заполняют образовавшиеся пустоты песчаником или известняком.

Размер или фракция щебня влияет на выделение определённых видов асфальта:

В асфальтобетонную смесь добавляют минеральные ингредиенты, влияющие на технические характеристики. В зависимости от их содержания выделяют три вида:

Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

Тип материалаВес в килограммах в 1 метре кубическом
Асфальт1100-1500
Асфальт холодный1100
Асфальт снятый1428
Асфальтовая крошка1500-1900
Асфальт песчаный2200
Асфальтобетон2000-2450

Физико-механические параметры асфальтобетона

ГОСТ регламентирует определённые нормы, влияющие на качество дорожного полотна. Асфальтное соединение характеризуется техническими параметрами.

Асфальтобетон отличается от асфальта индивидуальными свойствами. В его смеси преобладают крупные фракции щебня, то есть улучшенный вариант. Асфальтобетон рекомендуется использовать на покрытии дорог с повышенной прочностью.

Значение плотности и вес 1 кубического метра зависит от песка, входящего в состав. Для сравнения в таблице приведены значения массы 1 м 3 смеси.

Вид пескаВес, куб. м
Кварцевый2200
Шлаковый2350

Асфальтобетон в зависимости от размеров минеральных зёрен:

Плюсы и минусы асфальтобетонной смеси

Дорожное покрытие, выполненное из асфальтобетона, имеет преимущества:

Основными недостатками дорожного полотна из асфальтобетона являются:

Сравнительная характеристика различных видов асфальтного покрытия

В зависимости от предназначения асфальтного покрытия используют разные виды дорожно-строительного материала.

Холодный асфальт сохраняет свои свойства даже в мороз до – 25 градусов С. Для укладки не требуется специальная техника и разогрева. Обладает эластичностью и прочностью, экологически чистый состав.

Горячий асфальт самый востребованный в дорожном строительстве. Для проведения работ требуется специализированная техника. Основными составляющими являются камень, щебень и связующие компоненты.

Литой асфальт обладает хорошей вязкостью, прочностью, долговечностью. Характеризуется отличной шумоизоляцией и сцепкой колёс автомобильной техники с дорогой. При повреждении поверхности можно легко и быстро отремонтировать. Хорошие эксплуатационные характеристики достигаются большими объёмами в составе соединения пластификаторов и вязкой смолы. Недостаток – требуется дорогостоящее оборудование для проведения работ.

Крупнозернистый асфальтобетон используется для нижних слоёв покрытия, потому что имеет жёсткую структуру. В состав входит асфальтовая крошка более 20 миллиметров.

Мелкозернистый асфальтобетон включает крошку размером до 20 миллиметров. Используется для укладки верхних слоев дорожного покрытия. Особенности: высокая прочность и не деформируется при перепадах температур.

Характеристики и свойства грунтов

Устойчивость заглубляемых конструкций и сооружений, их цена и трудоёмкость работ целиком и полностью зависят от характеристик грунта. Кроме уровня влажности, это плотность, коэффициент разрыхления, сцепление грунта и сопротивление сдвигу.

Итак:

На фото снизу приведена таблица, в которой прописаны все категории строительных грунтов. Плотность, а так же сцепление, определяемое первоначальным сопротивлением сдвигу, влияет на выбор землеройной техники для его разработки. И вообще, природные свойства грунтов взаимозависимы.


Разделение грунтов по категориям

Например: чем меньше плотность грунта, тем сильнее он может увлажниться. Соответственно, пески, супеси и рыхлые суглинки обладают способностью максимально впитывать влагу. Что такое водонасыщенные грунты? Данный показатель характеризуется степенью их насыщенности водой. Это отношение массы влаги в грунте к массе сухих твёрдых частиц, которое выражается в процентном соотношении.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)

Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог и городских улиц

Дор Вид Категория автомобильной дороги
I, II III IV
ожно-климатическая зона асфальтобетона мар ка сме си марка битума мар ка сме си марка битума мар ка сме си марка битума
I Плотный и I БНД 90/130 II БНД 90/130 III БНД 90/130
высоко БНД 130/200 БНД 130/200 БНД 130/200
плотный БНД 200/300 БНД 200/300 БНД 200/300
СГ 130/200 СГ 130/200
МГ 130/200 МГ 130/200
МГО 130/200 МГО 130/200
I,III Плотный и I БНД 60/90 II БНД 60/90 Ш БНД 60/90
высоко — БНД 90/130 БНД 90/130 БНД 90/130
плотный БНД 130/200 БНД 130/200 БНД 130/200
БН 90/330 БНД 200/300 БНД 200/300
БН 60/90 БН 60/90
БН 90/130 БН 90/130
БН 130/200 БН 130/200
БН 200/300 БН 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200
МГО 130/200
Из холод 1 СГ 70/130 II СГ 70/130
ных СГ 130/200 СГ 130/200
смесей МГ 70/130
МГ 130/200
МГО 70/130
МГО 130/200
IV, V Плотный 1 БНД 40/60 II БНД 40/60 III БНД 40/60
БНД 60/90 БНД 60/90 БНД 60/90
БН 40/60 БНД 90/130 БНД 90/130
БН 60/90 БН 40/60 БН 40/60
БН 60/90 БН 60/90
БН 90/130 БН 90/130
Из холод I СГ 70/130 II СГ 70/130
ных СГ 130/200 СГ 130/200
смесей МГ 70/130
МГ 130/200
МГО 70/130
МГО 130/200
Примечания

1. Для городских скоростных и магистральных улиц и дорог следует применять асфальтобетоны из смесей видов и марок, рекомендуемых для дорог I, II категорий; для дорог промышленно-складских районов — рекомендуемых для дорог III категории; для остальных улиц и дорог — рекомендуемых для дорог IV категории.

2. Битумы марок БН рекомендуется применять в мягких климатических условиях, характеризуемых средними температурами самого холодного месяца года выше минус 10° С.

3. Битум марки БН 40/60 должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Отбор проб

Пробы асфальтобетона отбирают согласно с уставом ГОСТа (п. 2.3):

  1. Вырубают или высверливают небольшую прямоугольную форму (диаметр писаного образца 50 мм, с крупными вкраплениями 100 мм, с мелкими вкраплениями 70 мм).
  2. Для отбора проб не используют остатки образцов из керна, подвергшийся тестированию. Исключение распространяется на переформированные высушенные части асфальтобетона.

Также образцы изготавливают тремя способами:

  • Уплотняют с помощью пресса под высоким давлением с подогревом форм (по методу Маршала);
  • Уплотняют с помощью вибровальной машины, в отдельных формах.

Вид составаТемпературный режим
ТеплыйОт 120 до130 C
ХолодныйОт 100 до 120 C
ГорячийОт 100 до 110 C

Особенности термина

Для нормальной эксплуатации асфальта недопустимо повышенное водонасыщение. При отклонении в показателе невозможно заметить негативные изменения плоскости в летнее время. Правильно поставить оценку смогут только специалисты после проведения исследования. Повышенное водонасыщение наблюдается, если на поверхности невооруженным глазом можно обнаружить большое количество пор. На фоне этого наблюдается также скорое выкрашивание щебня из поверхности.

Повышенный показатель в несколько раз снижает морозостойкость асфальта. Покрытие испортиться при наступлении холодов и морозов. Если вода ранее успела попасть в поверхность, то она начинает расширяться. Увеличение объема приводит к ухудшению технических характеристик и целостности. Законы физики приводят к тому, что лед начинает ломать асфальт изнутри. Поверхность рвется от давления, созданного жидкостью внутри. Покрытие начинает прогрессивно разрушаться, поэтому дальнейшее использование считается нецелесообразным.

Покрытие из асфальтобетона страдает из-за длительного увлажнения. Наблюдается выкрашивание минеральных зерен. Оно быстро изнашивается, поэтому появляются выбоины. Водостойкость напрямую зависит от плотности и образования устойчивых связей между отдельными компонентами. Благодаря этому удается добиться необходимого уровня адгезии. Если водонасыщение асфальтобетона ниже нормы, то со временем можно наблюдать диффузию жидкости. Она проникает под битумную пленку и уничтожает связи. Минеральные материалы имеют положительный потенциал. Свойство позволяет препятствовать устранению битумной пленки.

Жидкость имеет свойства проникать в трещины материала. Ситуация приводит к понижению прочности веществ. Трещины ослабляют свойства структуры. Они начинают заметно увеличиваться в размере. Асфальтобетон теряет свои первоначальные свойства прочности. Жидкости также свойственна диффузия — проникновение воды внутрь материала и застаивание. Это приводит к расклинивающему эффекту. Структура намокает, а затем высыхает. Попеременное действие приводит к увеличению пористости до 7%. При этом размер зерна заметно уменьшается, а в порах начинает скапливаться большее количество жидкости.

Крупнозернистый бетон имеет много открытых пор. Для мелкозернистого их количество составляет от 30 до 40% от общей массы. Водонасыщение вычисляется после анализа набухания и вычисления коэффициента водостойкости. Показатель должен быть больше 0,9. Только при длительном водонасыщении его можно снизить до 0,8.

Морозостойкость напрямую зависит от количества открытых пор

Во внимание также следует брать созданные связи между битумом и минеральными веществами. Они страдают весной и осенью

В этот период наблюдается поочередное замерзание и размерзание. На фоне этого формируются трещины, которые увеличивается при каждом цикле.

https://youtube.com/watch?v=RPjWEdy_4DY

Морозостойкость принято выражать в качестве коэффициента. Он увеличивается в каждом цикле, поэтому страдает прочность сформированной поверхности. Показатель ниже у гранита, но выше у известняка. Асфальтобетон выдерживает больше циклов только при правильной технологии формирования. Иначе разрушение можно будет наблюдать в первом сезоне. Поверхность такого образца не получиться эксплуатировать в течение долгого периода времени.

Подготовительные работы к испытаниям на сопротивление сдавливанию

Прежде всего, необходимо подготовить образцы. В зависимости от поставленных целей это могут быть как керны из готового дорожного покрытия, так и изготовленный в лабораторных условиях материал для исследований.

Прежде чем приступить непосредственно к испытаниям на сдавливание, необходимо выдержать образцы при определенной температуре (50, 20 либо 0 градусов по Цельсию). Время выдержки может варьироваться. Так, образцы холодного покрытия достаточно выдержать на протяжении одного часа. Горячее покрытие (речь идет о технологии изготовления) необходимо выдерживать в нагревательном устройстве на протяжении не менее двух часов. Если необходимо выдержать образцы при нулевой температуре, то их помещают в воду со льдом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий