Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

Состав асфальтобетона

Компоненты материала обязательно должны связываться между собой битумом.

Классическая основа дорожной смеси:

  • минеральный наполнитель;
  • вяжущее вещество из битума.

Подробный состав асфальтобетонной смеси:

  • Заполнитель:
    • щебень;
    • гравий;
    • керамзит для керамзитобетона;
    • шлак или продукты переработки горнорудных производств.
  • Песок. Материал природного происхождения:
    • горный;
    • кварцевый.
  • Минеральный порошок. Отвечает за структурную организацию асфальта. Способствует повышению вяжущих свойств битума и заполняет мелкие, образовавшиеся поры покрытия.
  • Вяжущее вещество. Применяется продукт нефтепереработки — битум. Различаются такие:
    • вязкие;
    • жидкие;
    • модифицированные и плотные на основе полимерных соединений.

Материал изготавливается на основе ряда составляющих.

Уплотнение определяет качество покрытия

Уплотнение асфальтобетона запускает процессы перегруппировки минеральных частиц, их сближение. Частично вытесняется защемлённый воздух, перераспределяется битум по смеси, заполняя пустоты, образованные между зернами.

Асфальтобетонная смесь уплотняется после укладки при максимально возможной температуре, когда каток уже не способен сдвинуть её.

Необходимая плотность смеси асфальтобетонной, прочность и водоустойчивость покрытия, приобретается в результате уплотнения.

  • Качество работы обеспечивается выполнением минимально необходимым числом проходов катками;
  • Соблюдением температурных режимов на каждом этапе: предварительном, промежуточном, заключительном

Температурные показатели уплотнения:

ЭтапыТемпература смеси по типам
АБВГД
Предварительное145-140135-130125-120130-125110-105
Основное125-120115-110105-100110-10590-85
Заключительное100-9595-9085-8090-8575-70
Окончание последнего, заключительного этапа80-7575-7065-6075-7060-55

Возможности современной техники

Современный рынок представлен разными моделями катков, как отечественных производителей, так и зарубежных. Подобрать нужную технику стало с одной стороны проще, с другой сложнее. Размеры техники зависят от её возможностей.

Видео в этой статье предлагает рекомендации специалистов, которые дают определение различным видам машин, используемых в уплотнении асфальтобетонных смесей.


Статический самоходный DM-13-SD каток


Машинист статического катка должен знать, как получить нужную плотность плотной асфальтобетонной смеси и технические требования, предъявляемые к качеству

  • Служит для уплотнения битумосодержащей массы, толщина которой не превышает 25-50 мм;
  • Этот агрегат получил название машина-тандем. Имеет встроенные приводные и рулевые вальцы;
  • Прочность покрытия достигается регулировкой процессов балластировки перед началом уплотнения;
  • Вес машин варьирует в пределах 6-12 тн/сил.


Двухвальцовый вибро каток JCB


Уплотнение асфальтобетона виброплитами Atlas Copco LG400DEC

  • Применяются для уплотнений песка, грунта, щебня, асфальта;
  • Дизельная, реверсивная виброплита, оснащённая индикатором уплотнения, предназначается при работах на несвязных грунтах (гравий, песок);
  • Для уплотнения грунтов смешанно-гранулированных (щебень с песком), (камень, крупная щебёнка);
  • Его небольшие габариты позволяют работать в самых стеснённых пространствах.


Нужная плотность пористой асфальтобетонной смеси достигается применением пневмоколёсного катка BOMAG


Машины для выполнения больших объёмов уплотнения

Необычная конструкция агрегата, специальные шины, оптимальное давление на уплотняемую площадь, позволяют получить высокое качество уплотнения.

Достаточно одного взгляда, чтобы оценить преимущества агрегата:

  • Большая манёвренность и мобильность;
  • Высокая скорость и большая площадь работы;
  • Регулировка веса от 9 до 27 тн;
  • Должная обработка поверхности;
  • Лёгкость управления агрегатом.

Используя выбранную технику можно уплотнить любую поверхность, как больших, так и малых размеров.

Минимальная норма уплотнения

Проблема получения минимально требуемого нормативного коэффициента уплотнения асфальтобетона, была и остаётся актуальной как для советских, так и для российских дорожных подрядчиков. Почему именно минимальная норма интересует дорожных строителей, а не выше?

По действующему СНиП 3.06.03-85 коэффициент уплотнения асфальтобетона в России выражается в долях от 1,0, в зарубежных странах в долях от 100%. Суть от этого не меняется, как у нас, так и у них для асфальтобетонных покрытий типа А, Б показатель плотности должен быть равен 0,99 или 99%, 0,98, 98% для типа В, Г, Д.

Коэффициент уплотнения асфальтобетонной смеси определяется делением показателя достигнутой плотности и расчётной. Анализ уплотняющей способности катков отечественных и зарубежных тех лет, доступных большинству дорожников, по современным критериям показывает функциональную ущербность. Поэтому ждать от такой техники уплотнение высокого качества, чем минимально заявленное, наивно и некомпетентно.

Независимое обследование дорог, проведённое в 60-70-е годы СоюздорНИИ, в европейской части СССР, установило, что средний показатель службы покрытия едва дотягивал до 2/3 сроков службы зарубежных автодорог. Сегодня отечественные строители дорог приобрели опыт, освоили современные технологии, получили эффективную технику, в том числе и уплотняющую, остаётся надеяться, что ещё в этом столетии будут построены хорошие дороги и у нас.

Состав асфальта и его разновидности

Асфальт — это природный или искусственный материал, смесь битума и минеральных компонентов. В качестве последних служат щебень, песок и прочие добавки, придающие материалу полезные свойства, повышающие твердость и прочность готового покрытия: зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

Дороги с асфальтобетонным покрытием:

  • устойчивы к воздействию химических реагентов;
  • долговечны;
  • морозо- и водостойки;
  • экологичны;
  • пожаробезопасны.

Виды асфальта бывают разные.


Слева — песчаный, справа — крупнозернистый асфальтобетон.

По происхождению он бывает:

  1. Природным. Это материал естественного происхождения. У него низкая температура плавления. При застывании тяжелых компонентов нефти, смешанных с природными минералами, образуется твердое покрытие.
  2. Искусственным или асфальтобетоном. Это смесь на битумной основе с природными компонентами. В асфальтобетонных составах используют искусственное соединение, получаемое при переработке нефти. Доля битума составляет 5-6 процентов.

В зависимости от размера наполнителя, выделяются следующие виды:

  1. Песчаные — размер фракций до 10 мм. Используются для строительства тротуаров и пешеходных дорожек.
  2. Мелкозернистые — до 20 мм. Таким асфальтом покрывают верхний слой дорожного полотна. Не подвержен температурным перепадам.
  3. Крупнозернистые — более 20 мм. Применяются как нижний слой дорожного покрытия. Имеют жесткую структуру.


Красный асфальтобетон различной зернистости. По содержанию в составе асфальтобетона минеральных компонентов и битума смеси классифицируются на:

Цветные — благодаря пигментам и осветленному битуму придают поверхности декоративный характер

Призваны обратить внимание на безопасность движения вблизи специальных объектов. Имеют высокую стоимость.
Резиновые — содержат добавки из резины, которые повышают прочность материала

Дорогие в использовании.
Асфальтогранулят, или асфальтовая крошка. Вместо щебня добавляется сырье вторичной переработки. Крошка подвергается дроблению. Такую смесь наносят на нижнее покрытие строящегося объекта. За счет переработки материал намного дешевле.

В зависимости от размера фракций щебня и прочих элементов, асфальтобетон бывает:

  • плотным — размер фракций 5 мм — применяется для верхнего слоя дорожного покрытия;
  • пористым — закладывается в основание;
  • высокопористым — 15-40 мм — служит для строительства трасс повышенной эксплуатации.

По способу укладки материал делится на:

  1. Холодный. Используют для ремонтных работ. Укладывается вручную. Нет ограничений по сезонности. Можно применять при температуре от -40…+40ºC.
  2. Горячий. Традиционный способ. Горячий асфальт выливается на дорогу и прессуется катком.

    Выбирается для формирования нижнего слоя дорожного полотна.

  3. Литой. Обладает повышенной пластичностью. Перед нанесением нагревается до 250ºC. Не нуждается в уплотнении катком.


Вес асфальтобетона позволяет примерно рассчитать расход покрытия на 1 м2.

Технические характеристики

Асфальтобетон – материал с так называемыми обратимыми структурными связями. Это означает, что при разной температуре и под действием разной нагрузки он будет проявлять разные качества.

Выделяют 3 состояния АБ:

  • упруго-хрупкий – минеральный остов фиксирован прослойками битума. В этом состоянии АБ наиболее близок к цементам;
  • упруго-пластичный – минеральные зерна соединены прослойками битума, которые при воздействии нагрузки проявляют упругость и эластичность;
  • вязко-пластичный – минеральный остов соединен полужидким битумом, который при нагрузке сразу же деформируется.

Значение имеет степень сохранения присущих АБ свойств во всех трех состояниях.

Общие

К наиболее важным характеристикам относят прочность. Но ее значение успешно демонстрируют физико-механические параметры, которые проиллюстрированы ниже. К другим значимым пользовательским качествам покрытия относят следующие.

  • Деформативность – то есть, относительная к эталону склонность к деформации при растяжении и изгибе. Нормой считается величина относительного удлинения в пределах 0,004–0,008 (при 0 С) и 0,001–0,002 при +20 С.
  • Ползучесть – непрерывная малозаметная деформация, сильно протяженная во времени. Испытания проводят, прикладывая постоянную нагрузку к цилиндрическому образцу.
  • Релаксация – поскольку асфальтобетон состоит из частей, находящиеся в разном агрегатном состоянии, то он способен с течением времени переструктурироваться под действием постоянной нагрузки, и уменьшить ее воздействие на материал.

Релаксационная способность увеличивается при увеличении температуры и снижается при уменьшении. Интенсивность снижения напряжения служит признаком устойчивости АБ к деформации.

  • Шероховатость – важным показателем АБ является сцепление колес автомобиля с поверхностью. Оценивается он с помощью коэффициента сопротивления скольжению. Конечно, мокрый асфальт характеризуется меньшим сопротивлением: на сухом шершавом покрытии он равен 0,7–0,9;
  • на мокром – 0,5–0,7.

Недопустимым является коэффициент менее 0,4 – такая дорога не удовлетворяет требованиям техники безопасности.

Плотность/ пористость асфальтобетонных смесей

Данный показатель подразумевает остаточную пористость асфальтобетона после уплотнения. Для определения используются лабораторные испытания, для чего из асфальтобетонного покрытия вырезаются образцы.

НаименованиеЗначение
Высокоплотная1 – 2,5%
Плотная2,5 – 5%
Пористая5 – 10%
Высокопористая10 – 18%

Наиболее прочные разновидности асфальта имеют минимальную пористость/ максимальную плотность. Однако высокая плотность не всегда означает такую же прочность – песчаный асфальт может иметь остаточную пористость 1%, однако будет уступать по прочности щебеночным вариантам.

Сравнительная характеристика различных видов асфальтного покрытия

В зависимости от предназначения асфальтного покрытия используют разные виды дорожно-строительного материала.

Холодный асфальт сохраняет свои свойства даже в мороз до – 25 градусов С. Для укладки не требуется специальная техника и разогрева. Обладает эластичностью и прочностью, экологически чистый состав.

Горячий асфальт самый востребованный в дорожном строительстве. Для проведения работ требуется специализированная техника. Основными составляющими являются камень, щебень и связующие компоненты.

Литой асфальт обладает хорошей вязкостью, прочностью, долговечностью. Характеризуется отличной шумоизоляцией и сцепкой колёс автомобильной техники с дорогой. При повреждении поверхности можно легко и быстро отремонтировать. Хорошие эксплуатационные характеристики достигаются большими объёмами в составе соединения пластификаторов и вязкой смолы. Недостаток – требуется дорогостоящее оборудование для проведения работ.

Крупнозернистый асфальтобетон используется для нижних слоёв покрытия, потому что имеет жёсткую структуру. В состав входит асфальтовая крошка более 20 миллиметров.

Мелкозернистый асфальтобетон включает крошку размером до 20 миллиметров. Используется для укладки верхних слоев дорожного покрытия. Особенности: высокая прочность и не деформируется при перепадах температур.

Асфальт — это природный или искусственный материал, в состав которого входят битумы, а также природные минералы (песок и гравий). Благодаря своим исключительным химическим свойствам асфальт успешно применяется во многих сферах. Дорожные покрытия, гидроизоляция и электроизоляция, производство лакокрасочных изделий и клеев и даже живопись – область применения асфальта чрезвычайно широкая.

Вес 1 куба асфальта составляет 1100-1500 кг, а 1 куб асфальтобетона весит 2000-2450 кг.

Сколько весит килограмм асфальта? Перед началом работ важно точно определить нужное количество материала во избежание его перерасхода или, наоборот, недостачи. Однако речь идет об асфальте, поэтому более удобно использовать кубический метр как единицу измерения объема

Сегодня мы рассмотрим вес куба асфальта и его «производных» — асфальтовой крошки и асфальтобетона. Кроме того, узнаем несколько интересных фактов об этом поистине универсальном материале.

Уплотнение определяет качество покрытия

Уплотнение асфальтобетона запускает процессы перегруппировки минеральных частиц, их сближение. Частично вытесняется защемлённый воздух, перераспределяется битум по смеси, заполняя пустоты, образованные между зернами.

Асфальтобетонная смесь уплотняется после укладки при максимально возможной температуре, когда каток уже не способен сдвинуть её.

Необходимая плотность смеси асфальтобетонной, прочность и водоустойчивость покрытия, приобретается в результате уплотнения.

  • Качество работы обеспечивается выполнением минимально необходимым числом проходов катками;
  • Соблюдением температурных режимов на каждом этапе: предварительном, промежуточном, заключительном

Температурные показатели уплотнения:

ЭтапыТемпература смеси по типам
АБВГД
Предварительное145-140135-130125-120130-125110-105
Основное125-120115-110105-100110-10590-85
Заключительное100-9595-9085-8090-8575-70
Окончание последнего, заключительного этапа80-7575-7065-6075-7060-55

Возможности современной техники

Видео в этой статье предлагает рекомендации специалистов, которые дают определение различным видам машин, используемых в уплотнении асфальтобетонных смесей.

Статический самоходный DM-13-SD каток

Машинист статического катка должен знать, как получить нужную плотность плотной асфальтобетонной смеси и технические требования, предъявляемые к качеству

  • Служит для уплотнения битумосодержащей массы, толщина которой не превышает 25-50 мм;
  • Этот агрегат получил название машина-тандем. Имеет встроенные приводные и рулевые вальцы;
  • Прочность покрытия достигается регулировкой процессов балластировки перед началом уплотнения;
  • Вес машин варьирует в пределах 6-12 тн/сил.

Двухвальцовый вибро каток JCB

Уплотнение асфальтобетона виброплитами Atlas Copco LG400DEC

  • Применяются для уплотнений песка, грунта, щебня, асфальта;
  • Дизельная, реверсивная виброплита, оснащённая индикатором уплотнения, предназначается при работах на несвязных грунтах (гравий, песок);
  • Для уплотнения грунтов смешанно-гранулированных (щебень с песком), (камень, крупная щебёнка);
  • Его небольшие габариты позволяют работать в самых стеснённых пространствах.

Нужная плотность пористой асфальтобетонной смеси достигается применением пневмоколёсного катка BOMAG

Машины для выполнения больших объёмов уплотнения

Необычная конструкция агрегата, специальные шины, оптимальное давление на уплотняемую площадь, позволяют получить высокое качество уплотнения.

Достаточно одного взгляда, чтобы оценить преимущества агрегата:

  • Большая манёвренность и мобильность;
  • Высокая скорость и большая площадь работы;
  • Регулировка веса от 9 до 27 тн;
  • Должная обработка поверхности;
  • Лёгкость управления агрегатом.

Используя выбранную технику можно уплотнить любую поверхность, как больших, так и малых размеров.

Минимальная норма уплотнения

Проблема получения минимально требуемого нормативного коэффициента уплотнения асфальтобетона, была и остаётся актуальной как для советских, так и для российских дорожных подрядчиков. Почему именно минимальная норма интересует дорожных строителей, а не выше?

По действующему СНиП 3.06.03-85 коэффициент уплотнения асфальтобетона в России выражается в долях от 1,0, в зарубежных странах в долях от 100%. Суть от этого не меняется, как у нас, так и у них для асфальтобетонных покрытий типа А, Б показатель плотности должен быть равен 0,99 или 99%, 0,98, 98% для типа В, Г, Д.

Коэффициент уплотнения асфальтобетонной смеси определяется делением показателя достигнутой плотности и расчётной. Анализ уплотняющей способности катков отечественных и зарубежных тех лет, доступных большинству дорожников, по современным критериям показывает функциональную ущербность. Поэтому ждать от такой техники уплотнение высокого качества, чем минимально заявленное, наивно и некомпетентно.

Независимое обследование дорог, проведённое в 60-70-е годы СоюздорНИИ, в европейской части СССР, установило, что средний показатель службы покрытия едва дотягивал до 2/3 сроков службы зарубежных автодорог. Сегодня отечественные строители дорог приобрели опыт, освоили современные технологии, получили эффективную технику, в том числе и уплотняющую, остаётся надеяться, что ещё в этом столетии будут построены хорошие дороги и у нас.

Как рассчитать объем строительного мусора?


Определить объем свалки строительных отходов – задача не тривиальная. В исходных данных неизвестны сразу две величины – объем и масса. Расчет веса строительного мусора или объема в таком случае затруднен. Поэтому строители используют полученные ранее данные, которые берут за основу.

Например, при ремонте квартиры количество строительного мусора зависит от многих факторов, от объема запланированных работ. Чем шире стоит задача, например, капитальная перепланировка, тем больше отходов.

Берутся за основу следующие значения:

  1. В случае не очень сложных ремонтных работ, предусматривающих только замену плитки для ванной или кухни, объем мусора не должен превышать 2-3 м3;
  2. Если планируется планировка квартиры, будут сносится перегородки, тогда в зависимости от их площади, образуется дополнительно к указанному выше значению 2-5 м3.

Для справки! При перепланировке квартиры дополнительно потребуется 2-3 м3, но если речь идет об аналогичных работах в доме – 4-5 м3. Причина – более высокие потолки, толщина стен и т.п.

Сколько мусора возникнет при сносе дома?

Количество мусора зависит от объема здания и материала, из которого оно сделано. Это будет примерно 30% от объема здания. Например, если дом будет 300 м3, строительные отходы составят около 100 м3.

Наименьший объем мусора образуется в результате сноса бетонного или кирпичного дома. Объем мусора будет увеличен за счет деревянных и металлических элементов, но наибольший объем мусора после сноса каменного дома.

От чего зависит?


Плотность строительного материала зависит от наполнителя и использование дополнительных инструментов, таких как вибратор. Среди факторов, влияющих на плотность на сжатие, выделяют такие:

  • Вид наполнителя. Чем выше показатель у этого сырья, тем плотнее и сам бетон. Для лучшего уплотнения используют щебень. Для снижения этого показателя добавляют керамзит.
  • Качество компонентов. Марка цемента или соответствие воды ГОСТу влияют на все характеристики бетона, поэтому к их выбору подходят ответственно.
  • Применение присадок. Существуют специальные добавки, которые улучшают качество материала и способствуют снижению или увеличению показателя.
  • Использование вибратора. Способствует уплотнению бетонного раствора, отчего увеличивается плотность на сжатие стройматериала.

Таблица соотношений класса материала по плотности:

Устройство асфальтобетонного покрытия технологическая карта

Определение удельного расхода смеси, кг/ м2.

Исходные данные:

толщина слоя в плотном теле h = 0,04 м;

средняя плотность асфальтобетона р. кг / м3

Плотность асфальтобетона в зависимости от вида смеси приведена в табл. 9

Таблица 9 ~~г^-—

Вид смеси

Плотность смеси, кг/м3

Крупнозернистая:

плотная

2340

пористая

2300

Мелкозернистая типа А

2385

Б

2370

Песчаная

2280

Литая

2460

На один квадратный метр требуется: ц = И р, кг/м 2; например: ц = 0, 04 2340 = 93,6 кг / м2.

На заданную площадь ( Э ) потребности О) на объекте определится: О = Э я т .

Например, О = 800-93,6 = 421200 кг = 421.2 т , где 800 м2-площадь участка.

Производительность асфальтоукладчика определяется по следующему выражению: Ра = V И Ь р I к , где {например, ДС — 54)

скорость укладки 2,5 м/мин;

Ь толщина слоя асфальтобетона — 0,04 м;

Ь ширина укладываемой полосы 3,75 м; р плотность м.з. асфальтобетона типа Б 2370 кг /м3;

Калькуляция затрат труда на работы по укладке асфальтобетонных смесей приведена в табл. 10

Таблица 10

Обосно

вание

Наименование и состав работ

Ед

изм.

Объём

работ

(площадь

карты)

Норма времени на ед. изм. чел. ч

Затраты труда на объём, чел. ч.

Состав

звена

1

Укладка асфальтобетонной смеси врі

/чную.

ЕНиР

Укладка и разравни ванне а.б. смеси при толщине слоя 50 мм, уборка отходов Переходы рабочих. За вычетом Нпр на розлив вяжущего

1м2

1

0,43

0,427

Асфальте

бетонщик!

4 разр.-1 3 разр.-З 2 разр.-2 1 разр.-1

2

Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком

ЕНиР

Приём смеси, укладка, разравнивание, уплотнение смеси, Обработка краёв со смазкой битумом, проверка ровности

100 м

0,25

1,97

0,49

Машинист 6 разр,-1

3

Укладка литой аа

»альтобетонной смеси в

ручную

ЕНир

Разравнивание смеси

1м3

1м3

!м3

1м3

1м3

1

3

10

12

25

0,69

0,69

0,43

0,41

0,32

0,69

1,71

4,3

4,92

5,25

Асфальтобетоншики:

3 разр.-1 2 разр 3

Материал взял из книги Эксплуатация городских дорог (Н.В. Борисюк)

Состав асфальта и его разновидности

Асфальт — это природный или искусственный материал, смесь битума и минеральных компонентов. В качестве последних служат щебень, песок и прочие добавки, придающие материалу полезные свойства, повышающие твердость и прочность готового покрытия: зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

Дороги с асфальтобетонным покрытием:

  • устойчивы к воздействию химических реагентов;
  • долговечны;
  • морозо- и водостойки;
  • экологичны;
  • пожаробезопасны.

Виды асфальта бывают разные.


Слева — песчаный, справа — крупнозернистый асфальтобетон.

По происхождению он бывает:

  1. Природным. Это материал естественного происхождения. У него низкая температура плавления. При застывании тяжелых компонентов нефти, смешанных с природными минералами, образуется твердое покрытие.
  2. Искусственным или асфальтобетоном. Это смесь на битумной основе с природными компонентами. В асфальтобетонных составах используют искусственное соединение, получаемое при переработке нефти. Доля битума составляет 5-6 процентов.

В зависимости от размера наполнителя, выделяются следующие виды:

  1. Песчаные — размер фракций до 10 мм. Используются для строительства тротуаров и пешеходных дорожек.
  2. Мелкозернистые — до 20 мм. Таким асфальтом покрывают верхний слой дорожного полотна. Не подвержен температурным перепадам.
  3. Крупнозернистые — более 20 мм. Применяются как нижний слой дорожного покрытия. Имеют жесткую структуру.


Красный асфальтобетон различной зернистости.

По содержанию в составе асфальтобетона минеральных компонентов и битума смеси классифицируются на:

Цветные — благодаря пигментам и осветленному битуму придают поверхности декоративный характер

Призваны обратить внимание на безопасность движения вблизи специальных объектов. Имеют высокую стоимость.
Резиновые — содержат добавки из резины, которые повышают прочность материала

Дорогие в использовании.
Асфальтогранулят, или асфальтовая крошка. Вместо щебня добавляется сырье вторичной переработки. Крошка подвергается дроблению. Такую смесь наносят на нижнее покрытие строящегося объекта. За счет переработки материал намного дешевле.

В зависимости от размера фракций щебня и прочих элементов, асфальтобетон бывает:

  • плотным — размер фракций 5 мм — применяется для верхнего слоя дорожного покрытия;
  • пористым — закладывается в основание;
  • высокопористым — 15-40 мм — служит для строительства трасс повышенной эксплуатации.

По способу укладки материал делится на:

  1. Холодный. Используют для ремонтных работ. Укладывается вручную. Нет ограничений по сезонности. Можно применять при температуре от -40…+40ºC.
  2. Горячий. Традиционный способ. Горячий асфальт выливается на дорогу и прессуется катком. Выбирается для формирования нижнего слоя дорожного полотна.
  3. Литой. Обладает повышенной пластичностью. Перед нанесением нагревается до 250ºC. Не нуждается в уплотнении катком.


Вес асфальтобетона позволяет примерно рассчитать расход покрытия на 1 м2.

Состав материала

Итак, покрытие состоит из следующих ингредиентов:

  • Мелкого гравия или щебня, которые измельчены в крошку;
  • Песка (кварцевого или шлакового);
  • Битума – смолоподобного вещества.

Натуральные составляющие этого материала обеспечивают прочность, а битум является их связующим компонентом. Как и все смолы, битум обладает вязкой консистенцией только в разогретом состоянии. Поэтому смесь укладывают только в разогретом состоянии.

Следует отметить, что существуют технологии, по которым можно получить битум, сохраняющий свою вязкость до +5 градусов по Цельсию. Кроме того некоторые современные методы переработки нефти позволяют создать жидкий битум, который не застывает при температуре до -30 градусов по Цельсию.

На фото — мелкий щебень

В зависимости от содержания минеральных компонентов в составе смеси, ее разделяют на 3 группы:

Содержание минеральных веществГруппа
50-60%А
40-50%Б
30-40%В

Что касается величины фракций щебня или гравия для бетона, то этот параметр регламентируется ТУ-5718.030.01393697-99, который был разработан СоюздорНИИ. В соответствии с ним, в смесь добавляю щебень крупностью 10-20 мм. Такой материал применяют для нанесения верхнего слоя дорожного полотна.

Следует отметить, что существует еще крупнозернистый асфальтобетон, в котором применяют щебень размером фракций до 40 мм. Его также применяют при строительстве дорог. Данная технология считается традиционной, в результате чего ее используют повсеместно.

Правда, в зависимости от условий эксплуатации дорожного полотна, в состав смеси могут добавлять полимеры и ПАВ, придающие ей те или иные свойства. Во многом от добавок зависит и цена материала.

Укладка асфальтобетона

Асфальтобетонный лом и гранулят


Демонтаж старого АБП приводит к образованию кусков асфальтобетона различных размеров, называемых асфальтобетонным ломом. В составе таких отходов — лома — остаются основные компоненты асфальтового и асфальтобетонного покрытия – щебень, песок и остатки битума.

Толщина снятых пластов составляет от 5 до 15 см.

Размеры кусков асфальта не нормируются, однако в практике сепарации асфальтовых глыб принято разделять на три условные группы:

Асфальтовый лом, находясь в статусе вторичного ресурса, является отличным ремонтно-строительным материалом. Достоинствами асфальтового лома считаются следующие качества:

В зависимости от способа дробления кусков старого асфальтобетона получают асфальтобетонный гранулят (далее – АБГ) и асфальтовую крошку, пользующиеся широким спросом. Средняя плотность АБГ – от 2100 до 2200 кг/куб.м.


Стандартом СТО НОСТРОЙ 2.25.35-2011 «Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд» дано определение АБГ как измельченного старого асфальтобетона (п.3.2), который допускается применять при изготовлении дорожных одежд и покрытий.

В связи с растущей востребованностью АБГ в дорожно-ремонтных работах внедрен ГОСТ Р 55052-2012 «Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия», регламентирующий требования к этому материалу по аналогии с европейским стандартом на гранулят асфальтобетона EN 1310808.

Это позволит поднять планку уровня использования АБГ как высококачественного материала для дорожной одежды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий