Основные факторы влияющие на кадастровую стоимость земельного участка
1. Вид разрешенного использования
Вид разрешенного использования для некоторых из земельных участков может быть уже установлен.
Например, земельный участок был предоставлен в пользование или в собственность в 1993 году. В свидетельстве на землю указано, что данный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
Бывает так, что вид разрешенного использования на земельный участок не установлен. Земельный участок предоставлен в 1993 году в собственность, но в документе (свидетельстве) на право собственности на землю не указан вид разрешенного использования. Тогда собственнику или пользователю данного земельного участка необходимо обратиться в орган местного самоуправления (орган государственной власти) с заявлением об определении вида разрешенного использования конкретного земельного участка.
Следует знать, что отнесение конкретного земельного участка к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам:
– в случае наличия на конкретном земельном участке возведенных (построенных) объектов недвижимости, разрешенное использование такого земельного участка должно соответствовать функциональному назначению строения. В свою очередь, назначение строения можно определить по записи в документах по технической инвентаризации.
Например, в техническом паспорте на здание указано, что оно имеет назначение -«офис». Следовательно, земельный участок следует отнести к группе №7 (с видом разрешенного использования) для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Например, на интересующем нас земельном участке расположено два здания. Одно из зданий имеет запись в техническом паспорте о виде своего функционального использования – «офис», второе здание имеет запись – «производственное помещение». Тогда вид разрешенного использования будет определен на земельный участок, расположенный под данными зданиями следующим образом: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «Для размещения производственных и административных зданий».
В том случае, когда земельный участок не застроен, то устанавливается один из 17 видов разрешенного использования, при этом учитываются требования градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.
Теперь о том, как осуществляется определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
1. Субъектом Российской Федерации принимается решение о проведении кадастровой оценки всех земельных участков, расположенных на его территории.
2. Росреестром (управлением по соответствующему субъекту) составляются списки земельных участков, подлежащих оценке. В данном списке отражаются такие характеристики земельного участка, как: площадь участка, место расположения участка, наличие или отсутствие на участке строений, в случае наличия строений на участке, указывается их назначение.
3. Росреестр привлекает оценочную организацию, которая определяет удельный показатель кадастровой стоимости в отношении каждого квартала и для каждого из видов разрешенного использования. За основу берется среднерыночная стоимость земельных участков в конкретном квартале с определенным видом разрешенного использования
Также принимаются во внимание средние рыночные цены стоимости объектов недвижимости (строений), расположенных на данных земельных участках. Иными словами, удельный показатель – это средняя рыночная стоимость одного квадратного метра земельного участка с конкретным видом разрешенного использования.
4
Результаты кадастровой оценки утверждаются нормативным актом субъекта Российской Федерации.
5. Утвержденные результаты кадастровой оценки вносятся в систему кадастрового учета соответствующего управления Росреестра по конкретному субъекту Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством, кадастровая оценка земельных участков должна проводится не реже одного раза в пять лет.
Очередная кадастровая оценка земельных участков в Москве должна быть окончена не позднее декабря 2012 года. Поэтому , можно предположить, что при проведении новой кадастровой оценки стоимость земли в Москве, цена земли значительно подрастет, ввиду ее востребованности.
Что учитывается?
Уполномоченным учреждением при расчёте КС участка земли принимаются во внимание следующие характеристики:
- фактический рельеф участка;
- наличие транспортного обеспечения до границ участка;
- наличие инженерных сетей до границ участка;
- насколько освоены земли вокруг оцениваемого участка.
Специалист при расчёте КС не учитывает:
- искусственно посаженные деревья и растения;
- искусственный рельеф, элементы благоустройства, расположенные внутри зоны участка, малые архитектурные формы;
- улучшения, которые учтены инвентаризационной записью или бухгалтерским учётом.
Если на участке установлены инженерные сети, то кадастровая стоимость должна отразить размер затрат на его подключение к таким коммуникациям. Участок земли считают обеспеченным:
- инженерными коммуникациями, только в случае их подведения к его границам и наличии возможности их использования;
- подъездными путями, только в том случае, если они примыкают непосредственно к его границам и дают владельцу возможность ими пользоваться.
Проходящие по территории участка или рядом с его границами ЛЭП, трубопроводы и т.д. не являются основанием признавать его обеспеченным инженерными коммуникациями.
Уполномоченное учреждение, опираясь на указания по проведению оценки из Приказа №226, обязано учесть:
- вид подъездных путей (железнодорожное полотно, дорога для автомобилей и т.д.);
- класс проходящей дороги, её значение (частная, федеральная, региональная и т.д.).
От чего зависит?
Расчёт по формулам бюджетным учреждением происходит с опорой на актуальные данные рынка и прочие сведения, связанные с характеристиками объекта в экономическом разрезе его использования. Конечный размер оценки участка будет зависеть от его количественных и качественных характеристик.
При расчёте размера КС учитывают:
- географическое положение объекта;
- его удалённость от населённых пунктов;
- усреднённая рыночная стоимость в регионе;
- вид назначения;
- к какой категории относится земля;
- развитость инфраструктуры;
- площадь участка.
Основания для проведения оценки ЗУ
По регламенту, ревизия земель с установлением кадастровой стоимости, в массиве проведения инвентаризации, проводится один раз в 5 лет. Допускаются некоторые вариации в сроках, но без превышения обозначенного законодательным нормативом периода. Если срок проведения инвентаризации сокращается – он не может быть менее, чем 3,5 года после проведения очередной переоценки.
Основанием проведения оценки в данном случае являются:
- соблюдение установленных сроков;
- издание специального регионального акта;
- утверждение акта на федеральном правительственном уровне.
В промежутках между деятельностью ревизионной комиссии, переоценка допускается на основании поданного собственником ЗУ заявления, написанного на имя начальника местного отделения ГКН. Причины, которые могут вызвать потребность в проведении оценки ЗУ внепланово, следующие:
- кадастровые и технические ошибки;
- не учтённые при переоценке особенности ЗУ;
- уничтожение земель в результате стихийных бедствий;
- повреждение плодородного слоя почвы;
- заболачивание почв;
- разрастание прилегающего к ЗУ оврага;
- изменение русла реки и т.п.
Если администрация Росреестра ответит официальным отказом – заинтересованное лицо вправе добиваться переоценки судебным решением.
Может ли быть увеличена кадастровая стоимость земельного участка по инициативе собственника?
Увеличение стоимости земельного участка по инициативе собственника возможно, но в размере, не превышающем его рыночную стоимость.
С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (ч. 1, 3 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (далее – Закон N 237-ФЗ) и ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию путем его направления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или МФЦ лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг (ч. 5 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
К заявлению об оспаривании прилагаются (ч. 9, 10 ст. 22 Закона N 237-ФЗ):
1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных документов. Не запрещается прикладывать иные документы на усмотрение заявителя.
Срок рассмотрения комиссией заявления об оспаривании не может превышать 30 дней со дня его поступления (ч. 14 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Комиссия вправе принять (ч. 15 ст. 22 Закона N 237-ФЗ):
1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
2) решение об отклонении заявления об оспаривании.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Учитывая изложенное, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в комиссии, так и в суде. При этом если заявитель при оспаривании кадастровой стоимости в комиссии не согласен с ее решением, он может обратиться в суд, при этом решение о пересмотре кадастровой стоимости объекта может быть принято только в размере его рыночной стоимости.
Можно ли изменить кадастровую стоимость?
Достаточно часто на практике встречаются случаи завышения кадастровой стоимости, в связи с чем физическое или юридическое лицо вынуждено уплачивать налог в большем размере.
Законодательством предусмотрена возможность оспорить кадастровую стоимость в случае несогласия с ней, и, соответственно, восстановить свои права, которые затронуты завышенной кадастровой стоимостью (в частности, получить осуществленную ранее переплату по налогам).
Кадастровая стоимость может быть необоснованно завышена и даже превышать рыночную стоимость (что будет выступать в качестве несомненного основания ее снижения). Для определения рыночной стоимости объекта следует обратиться к оценщику, который проведет исследование стоимости аналогичных объектов, а также обследование объекта в индивидуальном порядке. Либо в документах могут встречаться ошибки осуществленные при проведении государственной оценки объекта недвижимости. Ошибки могут быть как техническими (человеческий фактор-опечатка, арифметическая ошибка), так и методологическими (неверное избрание метода оценки). При выявлении такого рода ошибок, есть все основания для обращения за снижением кадастровой стоимости. Для того, чтобы понять, есть ли шансы снизить кадастровую стоимость лучше всего обратиться к юристам по недвижимости, которые имеют опыт оспаривания кадастровой стоимости.
Существует два способа возможного изменения кадастровой стоимости:
- обращение в комиссию по рассмотрению споров при Росреестре;
- обращение с заявлением в суд.
Следует иметь в виду, что прежде чем обращаться за оспариванием кадастровой стоимости необходимо заказать отчет у независимого оценщика (что придется сделать за свой собственный счет).
Безусловно, первый способ намного проще и быстрее. Ответ на заявление будет готов в течение 30 дней. В данном случае, от вас потребуется только составить заявление и приложить к нему документы, подтверждающие вашу позицию относительно снижения кадастровой стоимости. В качестве доказательств для принятия решения в вашу пользу может выступать отчет о рыночной стоимости объекта, а также ошибочные данные об объекте недвижимости, указанные в отчете бюджетного учреждения. Никаких личных посещений и устного разбирательства при этом не потребуется. Так, в случае превышения кадастровой стоимости рыночной, специальная комиссия после изучения всех документов, вынесет решение о ее снижении.
В случае обращения в суд данный процесс будет более длительный. Также в данном случае предполагаются определенные денежные затраты с вашей стороны. Вам будет необходимо составить грамотное заявление, приложить все документы, верно определить подсудность дела, а также оплатить госпошлину и понести прочие судебные расходы. Также вы потратите существенное количество времени на ожидание назначения даты судебного разбирательства, участие непосредственно в нем, перерывы, получение судебного решения и его исполнение. Таким образом, при обращении в суд лучше всего заручиться поддержкой грамотного юриста.
В суде придется самостоятельно доказывать ошибочность существующей кадастровой стоимости. В случае, если комиссия или суд учтут предоставленные доказательства, примут решение в вашу пользу, то может быть произведен перерасчет уплаченного за предыдущие периоды налога в меньшую сторону. На основании решения суда будут внесены изменения в ЕГРН.
Следует отметить, что физическим лицам не обязательно сначала обращаться в комиссию, можно сразу обращаться за оспариванием кадастровой стоимости в суд. Юридическим лицам все же придется пройти досудебный порядок.
Для определения того, какой же способ оспаривания кадастровой стоимости выбрать, лучше обратиться за юридической консультацией к опытным специалистам.
Со следующего 2021 года в заявлении об оспаривании кадастровой стоимости можно будет указывать сразу несколько объектов, что значительно упростит сам процесс. Так, не нужно будет собирать несколько пакетов документов к каждому заявлению, и подавать их несколько раз. В случае оспаривания кадастровой стоимости нескольких объектов, это можно будет сделать за один раз.
Таким образом, поскольку процедура снижения кадастровой стоимости в Московской области является достаточно сложной, в случае наличия подозрения о том, что она завышена, лучше всего обратиться к профессиональным юристам по недвижимости для получения консультации о шансах ее снижения.
Порядок оспаривания, уменьшения кадастровой стоимости недвижимости, здания, офиса
Ниже дается схема для того, чтобы организации или физические лица (предприниматели) смогли юридически грамотно уменьшить кадастровую стоимость объектов недвижимости и сократить имущественные налоги. При этом есть некоторые нюансы, если оспаривает кадастровую стоимость недвижимости организация или физическое лицо (предприниматель).
Этап 1. Сделать независимую оценку рыночной стоимости оспариваемого объекта недвижимости или земельного участка.
Если кадастровая стоимость недвижимости превышает рыночную, в качестве кадастровой суд вправе установить рыночную стоимость (ч. 11 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ и п. 2 постановления). Поэтому процесс оспаривания собственник обязательно начинает с оценки рыночной стоимости объекта.
Оценщик, который будет по заявке ходатайствующего о пересмотре кадастровой стоимости выполнять отчет об оценке, должен соответствовать двум требованиям (ст. 4 и 24.7 Закона № 135-ФЗ и п. 20 постановления):
- являться членом саморегулируемой организации оценщиков;
- застраховать свою ответственность.
Поэтому спрашивайте у оценщика эти документы, потому что если специалист по оценке не отвечает этим требованиям, суд не примет составленный им отчет об оценке недвижимости (п. 20 постановления). А потому отчет об оценке не будет являться допустимым доказательством (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 1 ст. 61 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС)).
Расчет стоимости
Кадастровая оценка – это обязательное мероприятие для любого участка. Пересмотр данных выполняется каждые 5 лет. В регионах, прилегающих к СПб и Москве, процедура выполняется с перерывом в 3 года.
Оценка выполняется на основании следующих пунктов:
- Рыночная цена земли: этот параметр прямо зависит от территориального расположения земельного участка на день расчета;
- Категория земли, т.е. ее целевое назначение. Например, плодородная почва предполагает сельскохозяйственное использование, а земля, покрытая лесистой растительностью, относится к категории «лесного фонда». Особый статус приобретают земельные участки с редкими и исчезающими представителями флоры и фауны: такие территории охраняются государством и не подлежат застройке;
- ВРИ (вид разрешенного использования) земли;
- Коэффициент полезности использования участка;
- Инфраструктурная развитость;
- Размер территории;
- Состояние инженерных сетей и проч.
На основании этих данных, специалист рассчитывает кадастровую стоимость участка.
Порядок расчета закреплен законодательно и включает в себя следующие последовательные пункты:
- Принятие решения о выполнении кадастровой оценки (решение принимают официальные органы власти).
- Составление списка земельных участков, подлежащих оцениванию.
- Определение исполнителя, назначение кадастрового инженера.
- Отчет об оценке.
- Установление кадастровой стоимости в соответствии с полученными результатами.
- Размещение информации на сайте Росреестра.
- Внесение в госкадастр.
Цель всех этих сложных манипуляций – расчет налога на земельный участок. Чтобы подать заявку на кадастровую оценку, владельцу необходимо подтвердить свою личность, а также предъявить правоустанавливающие документы на землю (договор о дарении участка земли, акт купли\продажи, документ, подтверждающий наследование земли).
Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью
Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются . Данные устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.
Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.
Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:
- вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
- удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
- площади участка.
ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается “офис”, то его будут относить к группе № 7 – “земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения”. Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: “для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения” и “для размещения производственных и административных зданий”.
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 “”). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.
Форма отчета
Результаты оценки должны отображаться в письменном отчете, типовой формы которого в настоящий момент не существует. На основании требований законодательных актов оценщики только должны придерживаться правила отображения в них определенных данных:
- рассчитанная оценщиком стоимость ЗУ;
информация, по которой заказчик (собственник земли) мог бы самостоятельно понять то, каким способом проводилась оценка и проверить конечный результат на любом этапе оценивания;
- расшифровка специальных терминов и понятий, которые использовались в ходе оценивания;
- дата проведения оценки участка и то, с какой целью она осуществлялась;
- прочие данные, которые дают возможность определить, каким образом выполнялась оценка.
Весь отчет пронумеровывается, прошнуровывается и заверяется печатью организации, от лица которой проводилось определение стоимости.
Изменение кадастровой цены земли по годам
Кадастровая стоимость земли подлежит периодической переоценке.
Она может проводиться по годам с интервалом от 3 до 5 лет.
Новая цена определяется в зависимости от результатов проведенной ревизии.
Она может становиться как больше (чаще всего так и происходит), так и меньше по отношению к прежней ее величине.
Увеличение значения
Многие землевладельцы после очередной переоценки их угодий сталкиваются с увеличением их кадастровой стоимости. Это приводит к тому, что возрастает сумма платежей, взимаемых в качестве земельного налога.
Резкий рост КС земельных участков произошел в декабре 2016 г. Некоторые из них внезапно подорожали в сотни и даже тысячи раз.
Но из этого вовсе не следует, что землю стало возможным выгодно продать, обогатившись при этом в одно мгновение: ведь качество земель не стало автоматически лучше, скорее наоборот, многие участки к этому времени пришли в плачевное состояние.
Переоценка земли фактически была проведена заочно, и не все могли узнать сколько она теперь стоит. В результате наделы с равными площадями, но значительно различающиеся по своим характеристикам, стали стоить одинакового дорого.
Снижение
Летом 2020 г. начал действовать мораторий, по которому 1 января 2017 г. кадастровая стоимость всех видов недвижимого имущества «замораживается» сроком на 3 года.
В этот период должна была действовать КС, являющаяся актуальной на начало года, в котором она стала применяться для налогообложения в регионе, но не ранее 2014 г. В случае же ее снижения подлежала применению ее пониженная величина.
Примерно в это же время приняли закон 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на положения которого ссылок в тексте моратория не содержится.
Получается, что регионы вправе руководствоваться не мораторием, а вступившим в действие законом об оценке. Эксперты так и не пришли к единому мнению, подлежит ли «заморозке» кадастровая стоимость, которая была определена в соответствии с новым законом. Такая ситуация может породить немало судебных споров.
Какие объекты подлежат данной процедуре
Ранее считалось, что такого рода оценка актуальна только для владельцев земли: дачников или жителей частных домов. Но по закону постановке на кадастровый учет подлежат все объекты, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Экспертиза востребована теперь и среди владельцев гаражей, технических построек, квартир и домов. После проведения проверки экспертной группой ее результаты вносят в документ. Теперь проведение каких-либо сделок с недвижимостью упрощается в разы.
Важно
Расхождения между рыночной ценой и данными в паспорте – не норма, но такое случается нередко. Существует процедура оспаривания результатов экспертизы.