Смазка для опалубки: виды и необходимость применения

Зачем смазывают опалубку


При работе с монолитными железобетонными конструкциями приходится сталкиваться со сцеплением бетона с опалубкой, величина которого может достигать нескольких кгс/см2. Сцепление не только затрудняет распалубку железобетонной конструкции, но и приводит к ухудшению качества бетонной поверхности, а также к преждевременному износу щитов опалубки.

Сцепление бетона с опалубкой обусловлено влиянием следующих факторов:

  • адгезия и когезия бетона;
  • усадка бетона;
  • шероховатость и пористость поверхности опалубки, прилегающей к железобетонной конструкции.

В период укладки бетон находится в пластичном состоянии и является клеящим веществом (адгезивом), благодаря чему появляется адгезия (прилипание бетона к опалубке). В процессе уплотнения пластичность бетона увеличивается, он сближается с поверхностью опалубки и сплошность контакта между бетоном и щитами опалубки увеличивается.

На адгезию оказывает влияние и материал, из которого сделана формующая опалубочная поверхность: к деревянным и стальным поверхностям бетон прилипает сильнее, чем к пластмассовым, так как последние имеют меньшую смачиваемость.

Без специальной обработки фанера, дерево, сталь , стеклопластики хорошо смачиваются, что создает достаточно большое их сцепление бетоном. А гетинакс и текстолит слабо смачиваемые (гидрофобные), поэтому с ними бетон сцепляется незначительно.

При обработке формующей поверхности и нанесении на неё пленки масла смачиваемость значительно снижается (гидрофобизуется), что значительно уменьшает адгезию.

Усадка снижает адгезию и сцепление: чем больше усадка в пристыковых слоях бетона, тем вероятнее появление усадочных трещин в зоне контакта, что ослабляет сцепление.

Когезия в контактной паре «опалубка и бетон» есть прочность на растяжение пристыковых слоев бетона.

Существует три возможных варианта отрыва съемной опалубки при распалубке монолитной бетонной конструкции:

  1. вариант 1: адгезия мала, а когезия велика. В таком случае опалубка отрывается точно по плоскости контакта;
  2. вариант 2: адгезия больше, чем когезия. Опалубка будет отрываться по клеящему материалу (бетону);
  3. вариант 3: адгезия примерно равна когезии. В этом случае наблюдается смешанный (комбинированный) отрыв, при котором опалубка отрывается частично по плоскости контакта бетона с опалубкой, частично по самому бетону.

В первом (адгезионном) варианте отрыва опалубка снимается легко, ее поверхность остается чистой, а поверхность бетона обладает хорошим качеством

Поэтому важно обеспечить адгезионный отрыв. Это достигаются следующими методами:

формующие поверхности опалубки делают из гладких плохо смачиваемых материалов

ИЛИ

наносят на формующие поверхности смазки для опалубки эмульсии и специальные антиадгезионные покрытия.

.

Разделительные составы: эмульсия для смазки опалубки

Эмульсия для опалубки обеспечивает низкий уровень адгезии щитов с бетоном и позволяет легко разделить их при демонтаже. Поверхность бетонной конструкции при этом получает минимальные повреждения, оставаясь гладкой, а детали опалубки не требуют тщательной очистки после использования. Однако и бетонный монолит не должен пострадать от воздействия разделяющих составов, поэтому последние должны отвечать определённым требованиям:

  • смазка не должна оставлять на бетоне жирных следов, на которых будет невозможно закрепить отделочные или изоляционные материалы;
  • химический состав смазки не должен изменять прочностные характеристики монолита;
  • вязкость смазки должна быть достаточной для удержания слоя состава на гладкой поверхности не менее суток при температуре +30 °С.

Любой строитель также отметит, что выбранная эмульсия должна быть экономичной в применении. Расход смазки определяется не только её консистенцией, но и способом нанесения, а также материалом опалубки. Например, «окрашивание» кистью увеличивает расход летом на 10-20 %, зимой – 15-30 % по сравнению с распылением. На деревянные панели всегда требуется больше эмульсии, чем на стальные или пластмассовые.

Более подробную информацию по производимым ООО «Н Петрос» составам вы можете получить у наших специалистов по указанным телефонам.

Аналог ЭКС-А с улучшенными свойствами, производится на основе минеральных масел с добавлением растительных и животных высокомолекулярных жирных кислот. В отличие от предыдущих аналогов представляет наименее токсичный продукт, что подтверждается заключением Федерального центра двойных технологий «Союз». Может применяться в готовом (неразбавленном) виде, а также для приготовления эмульсий с последующим смазыванием вертикальных и горизонтальных форм опалубки и металлообработки.

  • Коррозионная агрессивность: Выдерживает
  • цвет: от желтого до темно-коричневого
  • min температура застывания: -5°С
  • фасовка: бочка 200 л
  • вес: 180 кг

Изготавливается на основе смеси минеральных масел с добавлением эмульгаторов, ингибиторов коррозии и высокоэффективных поверхностно-активных веществ. Может применяться в концентрированном виде, а также для приготовления высокостабильных и термостойких гидрофобных эмульсий для кассетных технологий с температурой до 130°С и для смазывания горизонтальных форм.

  • Коррозионная агрессивность: Выдерживает
  • цвет: от желтого до темно-коричневого
  • min температура застывания: -10°С
  • фасовка: бочка 200 л
  • вес: 182 кг

Смазка готова к применению. Производится на основе минеральных масел селективной очистки с добавлением пакета присадок, содержащих ПАВы, эмульгаторы и ингибиторы коррозии. Обладает высокими чистящими свойствами для опалубки и значительно снижает усилие отрыва ж/б изделий при распалубке гарантирую при этом высокое качество поверхности. Применяется для различных видов форм и опалубки (металл, алюминий, ламинированная фанера и др.), идеально зарекомендовал для монолитного домостроения при пониженных температурах. Температура застывания -45°С.

  • основа: минеральное масло
  • цвет: от светло-желтого до светло-коричневого
  • min температура использования: -30°С
  • фасовка: бочка 200л, кубовая пластиковая ёмкость 1000 л, 26л канистра, наливом от 8000 л.

Часто используемые смазки

Чаще всего строители пользуются следующими составами:

Агат – концентрированная смазка, которую перед применением следует разводить водой и тщательно взбалтывать. Первоначальный состав сделан на основе масла, воды не содержит

Основное достоинство – после использования на поверхности бетонной конструкции следов нет, что особенно важно, если предстоят отделочные работы светлыми или цветными материалами;
Ангрол – состав на основе воды с длительным и безопасным сроком хранения, не подвержен горению, предохраняет металлические поверхности опалубочной конструкции от появления ржавчины. Правда, стоит такая смазка достаточно дорого;
Эмульсол и Эмульсол Экс-А – основу составляют минеральные масла

Расход эмульсола на 1 м2 опалубки небольшой, что позволяет его применять на предприятиях, производящих ЖБИ. Основным достоинством такого состава считается устойчивость к низким температурам, возможность работать с ним даже при тридцатиградусном морозе;
Тиралюкс – дорогостоящая смазка, изготовленная в Германии, отличающаяся сложным составом. Используют ее при зимнем бетонировании, потому что в составе смазочного материала имеются противоморозные компоненты. Стоимость смазки выше отечественных аналогов в три раза, но она оправдана отличной работоспособностью, позволяющей даже опалубки из фанеры и досок использовать многократно.

Как правильно нанести смазку для опалубки

Правильное использование смазки для опалубки заключается в соблюдении последовательности действий и определенных правил.

  1. Нанесение необходимо делать сразу после сборки опалубки. При этом возможно сократить лишний расход масла.
  2. Чтобы предотвратить повреждение уже уложенного ранее бетона, его необходимо защитить при помощи брезентовой ткани.
  3. Наносить смазку на опалубку можно используя резиновые кисти или валики, но более эффективно это делать при помощи пистолета-распылителя. Так можно получить ровной слой и существенно снизить расход вещества.
  4. Для нанесения ровного тонкого слоя используются специальные насадки на пистолет.

Если брать во внимание расход смазки, то он будет напрямую зависеть от следующих факторов:

  • способа нанесения на поверхность. Наибольший расход если использовать валик, чуть ниже — кисть, наиболее экономичный вариант — пистолет;
  • температура окружающего воздуха. Чем более теплый воздух, тем меньше понадобится вещества;
  • плотности смазки. Чем масло плотнее, тем более высокий расход (но при этом плотность в большинстве случаев обеспечивает лучшее качество и сцепление);
  • временем, которое затрачивается между сборкой конструкции и заливкой бетонной смеси.

Виды смесей и их применение

Сегодня эмульсионные составы для съемных опалубок выпускаются в виде готовых жидких смесей разных типов, в зависимости от предполагаемых работ:

  • ЭКС ЖБИ – в состав раствора входят специальные антикоррозийные добавки. Такой Эмульсол обычно используется при производстве ЖБИ конструкций.
  • ЭКС ИМ – подходит для защиты дорогостоящих опалубочных конструкций многоразового использования.
  • ЭКС М – используется при промывке матриц, используемых для изготовления вспененного бетона.
  • Петрамин 7-05 – подходит для защиты деревянных, металлических и пластиковых опалубочных щитов. Также этот состав используется для фигурной формовки и в условия «сложного» климата.
  • ЭКС А – универсальный состав, который подходит для заливки любых бетонных конструкций без армирования.

Если для строительства вы не используете армирующую сетку, то оптимальным и наиболее дешевым вариантом будет Эмульсол ЭКС А от любого производителя (главное чтобы были соблюдены технические условия приготовления продукта, а именно ТУ 0258-004-27192068-2002).

Также сферу использования смазок можно определять по их компонентам:

Основные компонентыСостав, части по массеДля каких опалубокКакое оборудование использовать
Нигрол

Хозяйственное мыло

Вода

15

0,8

84,2

Для обработки горизонтальных и вертикальных поверхностей. Подходит при работе с деревянными, стальными и комбинированными опалубочными конструкциями.Вибрационные диспергаторы
Машинное масло

Соляровое масло

1

3

Для стальной опалубки-/-
Петралатум

Керасин

1

2-3

Для деревянных и стальныхСмесители с подогревом
Эмульсия ЭКС

Кальцинированная соды

12

1

Для горизонтальных поверхностей стальных опалубокСатуратор

Если планируется установка опалубки для заливки подземных частей здания, то лучше выбирать смазку на основе нефтяных битумов БМ-1 и БМ-2.

Также стоит правильно подобрать оборудование для нанесения материала, так как от этого будет зависеть не только качество защитного слоя, но и расход эмульсии.

Разделитель бетона HWR B 100 T (Б 100 Т, 10 литров)

Средство для отделения бетона B 100 T – экологически безопасное средство для отделения бетона На основе растительных компонентов, биологически разлагаемых масел и растворителей из апельсинов , Не содержит минеральных масел и пахучих растворителей. B 100 T применяется как необходимый продукт в строительной промышленности бетон не прилипает к формам и опалубкам, хороший разделяющий эффект благодаря согласованному подбору компонентов, образует водорастворимый, смываемый защитный слой. Химические свойства: Состояние вещества: желтая жидкость с цитрусовым запахом. Состав вещества: смесь из жирно-кислых дериватов, растворителей, эмульгаторов, ингибиторов коррозии и консервирующих веществ. Не содержит AOX, хлоруглеводородов, отдушек и минеральных масел. Класс опасности концентрата: воспламеняем. Возможна кожная реакция при попадании. Применение и рекомендуемые концентрации: 1:4 Продукт разбавляется с водой в пропорции 1:4 и наносится на защищаемые поверхности опалубки, миксеры ит.д. Ответственность за применение в качестве разделяющего средства на опалубках для декоративного бетона ложится на потребителя.

Защитный слой растворяется водой, поэтому остатки бетона можно смыть струей воды под напором.

голоса

Рейтинг статьи

Необходимость смазки

Технологией бетонирования предусмотрено уплотнение залитого раствора с целью исключить раковины, полости внутри будущего монолита. Задача выполняется глубинным вибратором или простукиванием поверхности снаружи в местах контакта с бетоном. Эти способы помогают вывести из массы раствора пузырьки воздуха. Весь объем внутри опалубки, до небольшой неровности, трещины, заполняется только бетоном.


Уплотнение раствора глубинным вибратором

Минус уплотнения заливки — сложность разборки опалубки, ее возможная порча, полная непригодность повторного применения, вероятность механического повреждения свежей заливки (при отделении щитов от бетонной плоскости). Упростить, ускорить закладку монолита помогает смазка. Покрытие составом внутренней поверхности установленных щитов производится перед заполнением рабочим раствором.

Между бетоном и элементами опалубки создается тонкий разделительный слой. Эта пленка минимизирует адгезию обработанных щитов. Упрощается их демонтаж после схватывания бетона, до трех раз увеличивается срок службы. Отражается применение средств на качестве бетонной поверхности – она почти не имеет сколов, трещин.

Преимущества смазки Эмульсол «Петрамин»:

  • Опалубка снимается без применения подручных средств. Эмульсол надежно отделяет металл от бетона.
  • На поверхности не остается пятен и пузырьков воздуха. Бетон равномерно распределяется по поверхности, не смешиваясь со смазкой.
  • Металлическая форма сразу готова следующему циклу производства. Рабочим не приходится отбивать бетон.

В результате применение эмульсола «Петрамин» снижает количество брака, ускоряет производство – производительность линии растет, хотя работа проходит в привычном темпе.

Смазка поставляется в бочках по 200 литров. Уточняйте подробности оплаты и доставки у консультанта ООО «Н Петрос». Звоните, специалист расскажет о свойствах, рассчитает количество материала для производства, ответит на любые вопросы о покупке и применении средства.

Зачем нужны разделительные смазки для бетона?

Zeller+Gmelin является инноватором в области отделяющих и защитных смазок для изготовления изделий из бетона. Современная лаборатория и высококвалифицированные специалисты постоянно совершенствуют материалы и продукты способные оптимизировать любой производственный процесс.

Основное требование к разделительным смазкам – это минимальное прилипание бетона к поверхности опалубки и форм путём образования стойкого слоя смазки с адгезией к поверхности формы, облегчающего разделение бетонных изделий от форм, при этом обеспечивая максимальную чистоту изделий и самой формы для последующего заполнения.

Смазка должна не стекать с вертикальных поверхностей форм и опалубки, выдерживать большие нагрузки на поверхность, не оставлять следов и жирных разводов на поверхности изделий из бетона, обладать высокоэкологичными характеристиками (быстрое биологическое разложение), а также повышенной стойкостью к образованию коррозии на металлических формах и пониженной вязкостью (для нанесения распылением, что повышает экономический эффект).

Для выполнения этих требований исключено применение таких популярных, но низкоэффективных компонентов, как отработка моторного масла, дизельное топливо, смолистые соединения и низкосортные разделительные жидкости. Нежелательно использование смешиваемых с водой добавок, различных кислот ухудшающих экологическую составляющую производства.

Впитывание смазки в бетонное изделие на стадии выдержки раствора оказывает существенное влияние на толщину смазочного слоя и адгезию бетона к металлической форме, что также, в итоге, отражается на качестве готового изделия и чистоты формы. Для повышения экономического эффекта, разделительная смазка должна обеспечивать возможность механизации и автоматизации её приготовления и нанесения на поверхность форм, исключать необходимость в очистке поверхности форм от остатков бетона, предотвращать появление пятен и воздушных пор на поверхностном слое бетона.

Подбор правильной смазки, это ответственный и важный момент, так как правильно подобранная смазка для опалубки и бетона в совокупности с правильной настройкой систем её нанесения, может повысить экономический эффект в 2-3 раза. Необходимо производить тестирование нескольких видов смазки с разной вязкостью и другими физико-химическими характеристиками в зависимости от потребностей клиента. Важным моментом является способ нанесения, где потери могут составлять до 50%, при этом ухудшая поверхность изделия.

Самый экономичный способ осуществляется методом распыления, в этом случае правильный подбор распылителей и регулировка системы значительно уменьшают потребление смазки.

Разделительная смазка для форм своими руками

Любой сад или огород нуждается в красоте и уходе. Самым лучшим выбором, при этом, будет укладка плитки на дорожках. Она поможет облагородить вид дачи, создавая атмосферу достатка и аккуратности. Плитку можно приобрести в магазине либо создать самостоятельно. Все, что необходимо для совершения последнего пункта – это немного умения, наличие необходимых материалов и правильно подобранная смазка.

Смазка необходима для создания формы тротуарной плитки. Она может быть самостоятельно изготовленная либо специализированная. Выбор смазки, зачастую, зависит от уровня производства, а также строения опалубки.

Плитка – это небольшие кусочки из бетона, имеющие разную форму и укладываемые на дорожку. Их существует несколько видов по строению:

  1. В форме прямоугольника.
  2. Произвольная.
  3. Универсальная.
  4. В виде модели.
  5. Замковая.
  6. Экологическая.

Кроме всего прочего, плитки бывают литые и изготовленные под прессом. Второй вариант предполагает наличие специальных приспособлений, а также навыков и умения. Сделать её самостоятельно – довольно тяжёлый и трудоемкий процесс. Куда проще изготовить литые плитки. Для этого надо только немного терпения, приложения силы и умения.

Существуют виды плитки по содержанию в них материалов:

Плитка из цемента обладает рядом положительных свойств: она долговечна, не блекнет даже после длительного срока эксплуатации, не пропускает влагу.

На видео — чем смазывать формы для тротуарной плитки:

Брусчатка из глины отличается разнообразием оттенков, а также противоскользящими свойствами.

Пластиковые формы для изготовления садовых дорожек не содержат вредных примесей, абсолютно токсичны, а также обладают огромной износостойкостью. Гранитная тротуарная плитка радует богатством оформления внешнего вида, а также длительным сроком использования.

Особенности

Какой бы вид тротуарной плитки не использовался, их всех объединяет одно: использование смазки. Она применяется перед заливкой формы брусчаткой. Смазка обладает рядом свойств:

  • Смазка может быть в виде масел, эмульсии и различного рода растворов.
  • Эффективная смазка не оказывает влияния на первоначальный цвет и форму брусчатки.
  • Плитка легко достаётся из формы, не приводя к её разрушению.
  • Брусчатка не образует множество дырочек, через которые проходит воздух.
  • Смазку можно разбавить водой.
  • Наносится она тонким слоем.
  • Нет необходимости в использовании специальной одежды.

На видео — о смазке для пластиковых форм для тротуарной плитки:

Разновидности

Выделяют две группы смазок: из подручных средств и специализированные. Первый вариант включает в себя следующие виды:

  1. Моторное масло.
  2. Раствор из соли.
  3. Мыльный раствор.

Моторное масло наносится с помощью обычной губки. Оно способствует лёгкости вытаскивания форм, а также отличается невысокой стоимостью и минимализацией загрязнения контейнеров. Однако, есть и свои минусы: данное масло способно изменять цвет у брусчатки.

Раствор из соли разбавляется водой. Туда опускаются все формы. Плюсами является дешевизна и легкость применения. В недостатках можно отметить наличие трудносмываемых разводов.

Раствор из мыла состоит из собственно жидкого мыла, которым сказываются стенки формы. Обладает отличными скользящими свойствами, но формы становятся грязными.

При изготовлении небольшого количества плитки нет нужды в покупке смазки. Можно изготовить её самому либо обратиться на станцию технического обслуживания, где могут предоставить смазку бесплатно.

Производители и цены

Для того, чтобы процесс смазки и вынимания брусчатки из формы не превратился в муторную работу по очистке её от разводов, пятен и прочего, можно воспользоваться специальными смазками. Особенно это актуально, когда речь идёт об изготовлении крупной партии тротуарной плитки. Выделяют следующие названия смазок:

  1. КСФ-1.
  2. Krystal.
  3. Нометал.
  4. Агат.
  5. Separen.
  6. Эмульсол.

КСФ-1 является довольно популярным и часто используемым смазочным средством. Его отличают простота смазывания подручными средствами, экономичность использования и очень неплохая цена.

Krystal – это готовое масло, на основе которого создают эмульсию. Она наносится на поверхность формы путём распыления.

Тонкости использования

Существует ряд факторов, от которых зависят показатели расхода.

  • Температура окружающей среды. Чем ниже температура, тем больше потребность в материалах и наоборот.
  • Плотность. Нужно учитывать, что плотная смесь распределяется сложнее, что увеличивает затратность материала.
  • Выбор средства распределения. При обработке валиком расход больше, чем при использовании автоматического распылителя.

Таблица 3. Усредненный расход смазки

Обработка вертикальной поверхности

Обработка горизонтальной поверхности

Для определения силы сцепления существует следующая формула:

  • С – сила сцепления;
  • кж – коэффициент жесткости материала опалубки, который варьируется от 0,15 до 0,55;
  • П – площадь поверхности соприкосновения с бетоном.

Смесь можно приготовить и в домашних условиях, используя концентрат и соблюдая следующие этапы.

  1. Подготовить концентрат и теплую воду с растворенной кальцинированной содой (соотношение концентрата и воды 1: 2).
  2. Взять пластиковую емкость и перелить сначала «Эмульсол», потом часть воды. Тщательно перемешать и добавить еще часть воды.
  3. Полученная смесь должна по консистенции быть похожей на жидкую сметану. После чего ее нужно перелить в распылитель.
  4. Смазать поверхность опалубки.

Существуют правила, выполнение которых позволит вам правильно и безопасно использовать смазку:

наносить ее следует сразу после монтажа опалубки, что позволит снизить расход;
лучше использовать распылительный пистолет, а не ручные средства, как описывалось выше;
уложенный бетон нужно укрывать, защищая от попадания в него масел;
распылитель нужно держать от досок на расстоянии в 1 метр;
работать нужно в защитной одежде;
последнее, не менее важное правило подразумевает соблюдение рекомендаций по использованию от производителя.

Обзор распылителя Gloria, который удобно использовать для нанесения смазки на опалубку.

Способ нанесения

Наносить адгезионные растворы на опалубочные щиты можно различными методами. От способа нанесения зависит расход материала и скорость работы. Самым быстрым и экономичным является обработка опалубки при помощи пистолета-краскопульта. Это даёт возможность минимизировать расход смазки, но при этом возникает проблема с прокрашиванием неровностей, углублений, стыков и трещин.

В отсутствие пистолета можно воспользоваться поролоновым или шерстяным валиком. Это несколько увеличит расход состава, но обработка будет производиться гораздо быстрее, чем малярной кистью, но такой способ больше подходит для относительно гладких поверхностей из металла, пластика и фанеры.

Если же приходится обрабатывать щиты, сколоченные из необструганных досок, то лучше использовать кисть. Такой метод самый трудоёмкий, зато позволяет более тщательно обработать все неровности. При расчёте расхода смазочного состава следует также учитывать материал, из которого сделана оснастка: впитываемость металлических или пластиковых поверхностей гораздо ниже, чем у древесины.

На видео представлена смазка для бетонных форм Эмульсол.

Применение антиадгезионных растворов значительно увеличивает сметную стоимость бетонных работ, но, как показывает практика, не следует жалеть денег на приобретение смазочных составов: их применение поможет сэкономить время, силы и материалы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий