Теплый асфальтобетон – технология изготовления и применение

Виды и типы асфальтобетонных покрытий, технические характеристики

Технические характеристики зависят от состава. Свойства покрытия также определяются условиями, в которых проводятся монтажные работы. Так, предел прочности на сжатие нормируется ГОСТом на композитный асфальт в зависимости от температуры. Выглядит это так:

  • 0℃ –от 9 до 13 МПа;
  • + 20℃ – от 2 до 2,5 МПа;
  • + 50℃ – от 0,9 до 1,5 МПа.

Прочность на растяжение или трещиностойкость равна 2-7,5 МПа. Коэффициент водостойкости составляет 0,6-0,95, водонасыщение с высокой плотностью асфальтобетона – 1-4 %, у пористого – 4-10 %. Сдвигоустойчивость или коэффициент трения должен быть в пределах 0,62-0,87. Морозостойкость составляет от 15 до 50 циклов.

Расход смеси вычисляют исходя из слоя в 10 мм:

  • мелкозернистый А, Б, В– в среднем 25 кг/кв.м;
  • крупнозернистый – около 24 кг/кв.м;
  • щебеночный –почти 26 кг/кв.м.

Вес асфальтобетона в 1 м3 при демонтаже составляет от 2000 до 2800 кг.

Одной из важных характеристик считается коэффициент уплотнения. От него зависит качество укладки и долговечность покрытия. Для холодного типа показатель должен превышать 0,96, для горячих – 0,99.

Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке

Классификация материалов в соответствии с государственным стандартом (ГОСТ асфальтобетонные смеси 9128-2013) ведется на основании минерального наполнителя. Это могут быть песчаные, гравийные или щебеночные смеси. Также разделение ведется по размерам минералов:

  1. Первый тип включает в себя зерна фракцией до 10 мм. Дорожное покрытие отличается высокой плотностью и гладкой поверхностью. Такой продукт используют для строительства полотен для велосипедистов, роллеров, пешеходов, им покрывают детские площадки.
  2. Мелкозернистый тип включает минералы размером до 20 мм. Материал пригоден для формирования внешней оболочки городских дорог, автомагистралей и аэродромных площадок. Чтобы исключить расслоение или образование колеи, добавляют различные функциональные присадки. Удельный вес кубического метра асфальта составляет около 2300 кг.
  3. Крупнозернистой смесью называют асфальтобетон с наполнителем фракцией до 40 мм. Песок здесь выступает в роли заполнителя пустот между гравием. Такой продукт используют для формирования основы дорожного пирога под оболочку.

Минеральный состав асфальтобетонной смеси для удобства отражен в маркировке. Определяющим для этого критерием является содержание твердого наполнителя крупных фракций:

  • А – 50-60 %;
  • Б – 40-50 %;
  • В – 30-40 %.

Если минеральную часть составляет только песок, то маркируют как «Г» и «Д». Наполнитель может быть добыт в природных водоемах или являться отсевом продуктов дробления горных пород.

В совокупности с технологией производства асфальта на основании используемого сырья различают три марки готовой к укладке смеси. Первую составляют горячие плотные смеси типа А, Б, Г и холодные Б, В, Г с щелочной природой и пористой структурой. Во вторую входят горячие и холодные Б, В, Г, Д (пористые, песчаные). В третий вариант могут входить только горячие Б, В, Г, Д.

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

Укладку асфальтобетона производят на подготовленную площадку. С нее снят верхний слой почвы, проведено предварительное выравнивание. Для отвода воды устраивается дренажная система. Для компенсации нагрузки на грунт основание покрывают трехслойной подушкой:

  • щебень фракцией до 60 мм;
  • гравий размером до 40 мм;
  • песок.

Технологий проведения работ три, выбор зависит от характера смеси:

  • Под холодное основание рекомендуется пропитать битумом. Покрытие трамбуют и посыпают песком или цементом. Это позволяет снизить липкость сформированного полотна.
  • Горячую смесь производят из заполнителя, присадок и расплавленного битума. Продукт доводят до однородного состояния и выкладывают на подушку. Формирование покрытия проводится трамбованием или с помощью катков. Ездить по дороге можно через 6 часов.
  • Третий вариант подразумевает использование литого асфальта. Его нагревают до температуры + 235℃ и перемешивают в специальном оборудовании. Из бункера асфальтоукладчика смесь подается на рабочую площадку. Дополнительное трамбование или укатка покрытию не требуется.

Асфальтобетон в отличие от асфальта в составе содержит твердый минеральный наполнитель различной фракции: порошок, песок, гравий или щебень. Благодаря этим компонентам продукт приобретает улучшенные показатели прочности и плотности. Такие свойства актуальны при строительстве дорожных покрытий, которые подвергаются сильным нагрузкам: дорога под грузовой транспорт, магистраль, аэродром.

Ямочный ремонт

Текущий ремонт дорог проводят все же в теплое время года – так намного экономичнее. Однако в случае аварийной ситуации ремонт осуществляют вне зависимости от погодных условий. Заполняется выбоина горячей асфальтовой смесью необходимого класса и типа.

  1. На первом этапе поврежденный участок – карту, размечают и очищают. Проводят обрубку по контуру с помощью нарезчика швов, а также пневматического или гидравлического отбойного молотка. Им вырезают остатки покрытия внутри отмеченного участка, а затем удаляют образовавшийся мусор. При больших объемах работ используют самоходные дорожные фрезы навесного или прицепного типа.
  2. Затем дно и стенки выбоины покрывают жидким битумом или битумной эмульсией – своего рода грунтовка. Проводится она вручную кистью и лейкой, а при больших объемах – при помощи автогудронатора, ремонтера и так далее.
  3. Литой АБ доставляется на место ремонта только в специальных машинах – кохерах, в которых поддерживается определенный тепловой режим и режим перемешивания.
  4. Для заливки смеси в выбоину используют специальные аппараты. Уплотнять нужды нет.
  5. Для увеличения шероховатости, участок засыпают слоем черного щебня и втапливают ручным катком.

Литой АБ – один из лучших материалов для высококлассного дорожного покрытия, рассчитанного на изрядную нагрузку. А благодаря прекрасной водонепроницаемости он используется и в многочисленных работах по гидроизоляции.

О том, как производится мелкий ямочный ремонт при помощи литого асфальтобетона, расскажет следующее видео:

СТРАНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Вторым этапом организации любого производства, после формирования бизнес-плана, оценки рисков и рентабельности, является выбор конкретного оборудования

И первое на что каждый обращает внимание это страна производитель. На сегодняшний день производством АБЗ занимаются многие государства, наиболее популярные из которых это Германия, Китай, и Корея

В последнее время спросом пользуется и оборудование отечественных марок.

Основные критерии выбора производителя это, конечно же: стоимость оборудования, качество и надежность, сроки поставки, наличие и простота сервисного обслуживания, гарантийные обязательства, а также свободный доступ к комплектующим.

Самое высокое качество приписывают асфальтобетонным заводам немецкого производства. Помимо надежности, эта категория оборудования отличается высоким уровнем производительности. С другой стороны, что довольно часто является основным критерием выбора, практически все АБЗ немецкого производства имеют относительно высокую цену. Впрочем, подобные затраты вполне оправданны и если вы располагаете подобными средствами в свободном доступе, вы не будете разочарованы своим выбором. К тому же АБЗ более низкого качества при дальнейшей эксплуатации могут потребовать более частых ремонтов, что также следует учитывать при формировании сметы затрат на организацию производства.

Достойной альтернативой немецким асфальтобетонным заводам, станет оборудование, произведенное в Южной Корее. Отличительными особенностями в этом случае послужат высокий уровень качества, довольно широкий выбор комплектующих, а также более лояльная ценовая политика. Недостатком подобного приобретения может стать фальсификация, а именно выпуск низкокачественных АБЗ пот именем известной торговой марки. Отследить подобное неопытному покупателю достаточно сложно.

Что же касается асфальтобетонных заводов китайского производства, то тут возникают довольно противоречивые мнения. С одной стороны низкая стоимость, составляет конкуренцию более серьезным производителям, с другой отождествление данного производителя с низким уровнем качества, серьезно укоренилось в наших представлениях. На деле, без тщательного исследования и ознакомления с производителями, подобное приобретение будет равноценно лотерее, где можно и выиграть, получив по минимальной стоимости качественное оборудование, и проиграть потратив средства на недолговечный АБЗ.

Виды асфальта

Асфальт классифицируют в зависимости от размеров применяемого щебня при производстве асфальта. Материал по этому критерию разделяется на такие группы:

  • Плотный или мелкозернистый асфальт. Используется для укладки первого, верхнего слоя покрытия. Состав содержит мелкий щебень (по диаметру частиц меньше 5 миллиметров). Плотный асфальт применяют для поверхностей с малой нагрузкой, например, пешеходных переходов и тротуаров. Если частицы немного крупней (от 5 до 15 миллиметров), то состав используется для покрытия верхнего слоя автомобильных дорог. При этом нагрузка может быть средней и высокой.
  • Пористый. Такой тип асфальта содержит малый процент бутима. В основном сфера его использования — это нижняя часть многослойного автомобильного покрытия.
  • Высокопористый. Щебень в таком составе крупнозернистый. Диаметр частиц начинается от 15 и заканчивается 40 миллиметрами. Состав обеспечивает дренаж в низинах и болотистой поверхности, водопроницаемость, толщина асфальта максимальна. Кроме того, высокопористый асфальт уменьшает сдвиг основания дорожного покрытия, что уменьшает риск проседания и вымывания грунта. Благодаря этим характеристикам асфальт является оптимальным для создания автомобильных трасс с высокой степенью загруженности.

Как видно, асфальт хоть и классифицируют по показателю размера щебня, основным различием является сфера применения. Плотный используется для обычных дорог, пористый — для пешеходных дорожек, а высокопористый — для загруженных шоссе.

Есть и третий вид классификации — по способу укладки на покрытие дороги. Материал разделяют на типы асфальта:

  • горячее покрытие, температура укладки при котором составляет около 120 градусов;
  • теплое, маловязкий бутим укладывается при температурах от 40 до 80 градусов;
  • холодное, работы производятся при температурах до 5 градусов.

Появился современный вид асфальта, который превосходит по своим техническим характеристикам обычный, — литой асфальтобетон. Он сложней в укладке, транспортируется не так просто до места назначения, стоит дороже. Новые технологии асфальта развиваются, в стране постепенно старые дорожные покрытия заменяют на выполненные по инновационным технологиям.

Характеристики и свойства

Состав холодного асфальта довольно прост, ведь поставляясь с завода, он включает в себя заполнитель и мелкий щебень. Доставив мешок на объект, он будет в твердом состоянии, но имеет рыхлую структуру.

Чтобы привести его к рабочему виду, рекомендуется тщательно перемешать состав, используя специальные смесители. Наличие мелкого щебня позволяет заделывать дорожные ямки до идеального состояния, сравнивая поверхность с основным покрытием.

В состав холодного асфальта включены керосин, органические кислоты, битум, а также различные варианты добавок. Сохранение вязкости является основной характеристикой этого материала, поскольку вязкость сохраняется в любое время, что не ограничивает строителей в работе.

На упаковке с холодным асфальтом всегда отмечена минимальная температура, допустимая для выполнения работы. Поэтому, подобрав правильный материал, вы сможете выполнить ремонт дороги даже при критически низких значениях температуры.

Свои свойства состав теряет при несоблюдении правил монтажа и эксплуатации. Например, производители многих марок указывают на то, чтобы величина слоя не превышала 6 сантиметров в толщину. Если яма глубже, то укладывают два и более слоев.

При этом каждый слой необходимо придавить трамбовкой. Как и другие материалы, холодный асфальт дает усадку. При монтаже необходимо чтобы он поднимался на высоту в 1-2 см над первостепенным покрытием, поскольку после усадки, поверхности сравняются.

С целью улучшения рабочих параметров и свойств холодного асфальта, углубление в дороге или полноценную яму, необходимо сначала обработать битумом. Это позволит материалу лучше приклеиться к основе.

Проверка качества

Для предотвращения приобретения некачественных смесей асфальтобетона, рекомендуется ознакомиться с государственным сертификатом соответствия, который должен иметь продавец. Получить его можно только по результатам комплексного испытания, подтверждающего соответствие выпускаемой продукции ГОСТам. Дополнительно можно воспользоваться услугами лабораторий.

Создание асфальтобетонных дорог теплым способом – это распространенный метод возведения дорог. С его помощью возводят покрытия, с разными показателями плотности

Важно после создания смеси оперативно её использовать, ведь хранение дольше 4 дней снижает параметры будущей дороги

Толщина асфальтового слоя в зависимости от нагрузки

Тип нагрузкиТолщина асфальтобетона
Малая нагрузка: тропинки, тротуары, садовые дорожки, придомовые площадки1 слой в 3 сантиметра
Средняя нагрузка: стоянки под автомобили, пригаражные территории, подъездные пути2 слоя по 3 сантиметра = 6 сантиметров
Существенная нагрузка: автомобильные дороги преимущественно для легковых автомобилей3 слоя по 4 сантиметра = 12 сантиметров
Серьезная нагрузка: автомобильные дороги, по которым будет часто двигаться большегрузный транспорт3 слоя по 6 сантиметров = 18 сантиметров
Высокая нагрузка: автомобильные дороги, по которым предполагается интенсивное движение большегрузного транспортаНеограниченное число слоев. Толщина до 30 сантиметров или больше

Материал основания наиболее актуален при строительстве дорожного полотна. В данном случае определение толщины слоя также требует учета нагрузки на полотно. Однако закономерность общая – чем менее прочное основание, тем толще нужно делать слои асфальта.

Технология производства

В зависимости от технологии изготовления асфальт делится на следующие виды:

Горячий асфальт

Такой материал используют для асфальтирования участков большой площади. По этой технологии перед смешиванием все составляющие асфальта разогревают. Кроме того, материал также нагревают и непосредственно перед укладкой до температуры 100–120 градусов. Горячий асфальт, в свою очередь, может быть катаный и литой. Смешивание компонентов для катаного асфальта происходит в специальной установке. После нанесения такого покрытия нужно обязательно выполнить укатку. Технология изготовления литого асфальта отличается тем, что укладку этого материала можно выполнять без использования специальных машин. Его можно выравнивать обычным деревянным валиком.

Холодный асфальт

Такой материал используют для выравнивания выбоин на дороге. Холодная технология производства асфальта предполагает применение специального битума, который не теряет вязкости при обычной температуре воздуха. Перед смешиванием он не требует разогрева. Щебень и другие сухие компоненты поступают в смеситель слегка теплыми. Такой асфальт можно класть при температуре -10 градусов. Он не требует укатки или дополнительного разогрева. В смеситель отправляют холодный битум, минеральные добавки и разогретый щебень. После смешивания материал фасуют в мешки.

Схема: мобильный асфальтобетонный завод

Проверка качества

Для предотвращения приобретения некачественных смесей асфальтобетона, рекомендуется ознакомиться с государственным сертификатом соответствия, который должен иметь продавец. Получить его можно только по результатам комплексного испытания, подтверждающего соответствие выпускаемой продукции ГОСТам. Дополнительно можно воспользоваться услугами лабораторий.

Создание асфальтобетонных дорог теплым способом – это распространенный метод возведения дорог. С его помощью возводят покрытия, с разными показателями плотности

Важно после создания смеси оперативно её использовать, ведь хранение дольше 4 дней снижает параметры будущей дороги

Процесс укладки

Технология укладки литого асфальтобетона – работы, проводимые в теплую и сухую погоду при температуре выше +5С. При этом температура самого композита должна находиться в пределах 185-235 С. Разброс температурного режима зависит от типа используемого в смеси битумного вяжущего и технологических условия проведения работ.

Последовательность применения литого асфальтобетона:

  • подготовка,
  • прием литого композита,
  • его укладка.

Необходимо обозначить, что асфальтобетон этого типа можно использовать и для укладки на старое дорожное полотно, на вновь строящиеся трассы и в процессе проведения ямочного ремонта. Процесс приема литого композита зависит от того, какими средствами будет производиться его укладка.

Если для этого используются асфальтоукладчики, тогда из кохера смесь подается именно в бункер укладчика. А дальше она равномерно со скоростью 1-3 м/мин распределяется по поверхности дороги с минимальной толщиной – 25-30 см. Никакого давления и трамбовки. Через несколько часов после укладки дорогу можно эксплуатировать.

Распределение композитной смеси можно производить и вручную, используя лопаты и другие приспособления. Обычно этот метод применяют для тротуаров. У этого способа несколько отрицательных сторон:

  • снижается скорость укладки;
  • сложно добиться равномерного распределения материала по плоскости дорожного полотна.

Что касается литого асфальта и ямочного ремонта, то здесь применяется та же технология, что и при укладке на полотно. Смесь просто заливается в яму, распределяется по объему равномерно (совковой лопатой), после чего оставляется на воздухе остывать и упрочняться.

Если асфальтобетон используется для мостов, высоконагружаемых трасс и дорог, то в рецептуру композитной смеси добавляются специальные компоненты, которые увеличивают вязкость материала. Именно поэтому ручной способ укладки такого композита невозможен. Используется механизированная технология настила.

Технология приготовления

Рассмотрим более традиционные технологии изготовления асфальтобетонного раствора, принятые Госстандартом.

Подготовка сырья

Изменение в структуре при добавлении минерального наполнителя.

Составляющими компонентами данного материала являются:

  • Песок – выступает мелким заполнителем, обеспечивающим разделение нагрузки от дорожного покрытия к почве. Если не подмешивать песок, то вяжущее вещество растечется, а щебень вытеснится на поверхность.
  • Заполнитель минерального характера. Под данным составляющим могут выступать перетертые до порошковой консистенции породы: известь, мел либо песчаник. Их функция – заполнить оставшееся свободное пространство. Самый стойкий из них песчаник – выдерживает любые химические реакции, благодаря чему довольно часто применяется около промышленных химзаводов.
  • Резина – измельчается до состояния миллиметровой крошки, и только так домешивается к составу. Ее задача – сделать готовый композит гибким, устойчивым к влаге. Асфальтобетонные настилы на резиновой основе намного меньше подвергаются растрескиванию, поэтому не нуждаются в частых ремонтных работах. Однако такое дорожное покрытие стоит колоссальных денег, посему используется исключительно для особо важных автодорожных отрезков с повышенными нагрузками, а также проложенных в сложных районах с агрессивной средой.

К подготовительным работам относят сушку и просев. Заполнители, как правило, приходят на производство во влажном виде. Сохранение этой влаги может нарушить прочностные качества асфальтного настила. Поэтому посредством подогрева до 200 градусов производится сушка минерального сырья.

Перед просеиванием минеральные заполнители поддаются дроблению, затем сортируются по фракциям. При необходимости просушивание может повториться после любой стадии подготовки. Это зависит от типа используемой технологии.

Перемешивание ингредиентов

Горячий асфальтобетон.

По методу изготовления асфальтобетонный композит делят на три вида:

  • холодный;
  • теплый;
  • горячий.

Отличаются эти разновидности друг от друга температурой доведения соединяемых ингредиентов во время приготовления. Производство теплого либо горячего асфальтобетонного раствора осуществляется посредством подмешивания к сильно или умеренно подогретому вяжущему остальных ингредиентов той же температуры. Для холодных смесей нагревается лишь один компонент.

Перемешивание составляющих ингредиентов осуществляется при температурном режиме 160 градусов. Посредством ленточного механического транспортера песок и щебенку ссыпают внутрь общего приемника. Расколачивать раствор можно с заполнителями и битумом совместно. А можно сначала соединить, довести до однородности отдельно щебень с песком.

Во время процесса необходимо постоянно следить за температурой внутри бункера с материалами, чтобы она была всегда одинаковой. После того, как готовый раствор набрал желаемую густоту, его перекладывают внутрь специального контейнера на хранение. Хранится готовая смесь при температуре 150-180 градусов.

Данная емкость способна удерживать теплоту композита до четырех суток. За это время асфальтобетон необходимо доставить заказчику, так как дальше материал начнет терять свои прочностные качества. Дополнительные примеси подсыпаются во время перемешивания основных компонентов. Резиновая крошка подмешивается в уже готовую к использованию, подогретую смесь.

Рециклинг

Еще одним способом возведения либо ремонта дороги считается рециклинг. Он представляет собой повторное использование старого дорожного покрытия. Здесь стоит отметить, что теплый асфальтобетон – это технология приготовления смеси, поэтому повторное применение старого асфальта используется в качестве основного компонента в процессе смешивания элементов. Для этого используют стационарные либо мобильные установки рециклеры. Проводится это в несколько этапов:

  • Фрезой снимается старый слой;
  • Происходит дробление полученных кусков до размеров обычного щебня;
  • В специальной печи происходит нагрев элементов;
  • Добавляются новые порции битума, а также различных полимерных добавок.

Подготовительная часть

Для того, чтобы асфальт, изготовленный своими руками полностью выполнял, возлагающиеся на него функции, весьма важно соблюдать технологию изготовления материала и придерживаться рекомендаций по укладке. Первым же шагом в данном направлении, безусловно, является подготовка

Итак, что нам необходимо – заготовить все необходимые компоненты (песок, щебень, битумная смола); обеспечить возможность «приготовления» состава: потребуется большая металлическая емкость и источник тепла (обычно используют костер). А также запастись большим объемом воды в качестве средства защиты (для ограничения горения).

Теперь обо всем по порядку.

Первое о чем следует позаботиться – это изготовить емкость для смешивания компонентов, ведь согласитесь использовать для производства асфальта традиционную бетономешалку – неоправданная роскошь.

В качестве емкости вполне оправдано использовать металлическую бочку (150 – 200 литров), к днищу которой необходимо приварить Г-образную рукоятку и обеспечить возможность проворачивания устройства вокруг собственной оси. Кстати о том, как изготовить бетономешалку самостоятельно можно прочитать здесь.

Далее, следует засыпать в металлическую емкость сухие ингредиенты (2 доли песка + 1 доля щебня) и произвести их качественное перемешивание.

Параллельно с этим в отдельной емкости (обычно используют большое ведро) следует расплавить строительный битум. Выполняя данную работу нужно быть очень щепетильным и учитывать возможность воспламенения смолы (песок и вода должны быть рядом при необходимости тушения).

Некоторые специалисты рекомендуют добавлять в битум обычную шампунь. Она позволит облегчить процесс перемешивания и улетучится сразу же после закипания смолы.

Дальнейшим шагом выступает смешивание битума с песком и щебнем, для чего разогретую смолу попросту вливают в бочку с сыпучими веществами и тщательно смешивают (путем проворачивания)

Однако выполняя указанную часть работ необходимо принимать во внимание тот факт, что бочка и находящиеся в ней компоненты должны быть хорошо разогреты. Ведь в противном случае материал быстро остынет, и выполнить его качественное смешивание не получится

Неплохим индикатором готовности раствора является вода. Ведь если налить в бочку с битумом, песком и щебнем горячую воду, а затем разогревать всю субстанцию можно добиться хороших показателей. Ну а о готовности асфальта будет говорить полное испарение жидкости из бочки.

Технология изготовления

Основа любого асфальтного производства заключается в подготовке исходных компонентов, смешивании при высокой температуре и хранении в специальных подогреваемых бункерах.

При прокладке дорог важно близкое расположение завода к месту строительства, поскольку материал необходимо довезти для укладки в разогретом состоянии. Если смесь остынет, ее будет очень сложно утрамбовать, а полученное покрытие окажется недостаточно прочным

Рассмотрим стадии производства асфальта.

Подготовка компонентов, из которых делают асфальт

Сюда относят просушку и просеивание. Песок, щебень и порода обычно поступают на завод во влажном или воздушно-сухом состоянии. Наличие остаточной влаги чревато снижением прочности покрытия и разбрызгиванием горячей битумной смеси при попадании в нее воды.

Чтобы устранить возможные последствия, материал подвергают сушке при температуре 150-160 ?С – такая температура позволяет избавиться от влаги, адсорбированной в порах материала.

Просеивание щебня проводят с использованием грохота. Минеральный наполнитель предварительно измельчают в дробилке, после чего также подвергают фракционированию. В зависимости от технологии производства, просушка может быть однократной или двойной, повторяясь после дробления или просеивания.

Смешивание компонентов

Щебень и песок подаются на ленточный конвейер, транспортирующий их в общий бункер. Смешивание с наполнителем и битумом может происходить одновременно или осуществляться после достижения однородной щебеночно-песчаной массы.

После добавления битума температура поддерживается на уровне 160-170 ?С. После достижения требуемой консистенции смесь (уже асфальт) попадает в бункер для хранения, где может оставаться нагретым до 4 дней. В течение этого срока ее необходимо отгрузить потребителю, чтобы избежать потери прочностных характеристик.

Модификация асфальта добавками, придающими полезные эксплуатационные свойства, производится одновременно с перемешиванием асфальта. При создании резиново-асфальтной смеси каучуковая крошка добавляется в нагретый, готовый к применению продукт.

Доставка

Перевозка асфальтобетона к месту строительства осуществляется автотранспортом. Чаще всего используют обычные самосвалы, имеющие устойчивый к воздействию горячего асфальта кузов. Для перевозки на большие расстояния могут применяться кохеры – автомобили со специальными термосберегающими контейнерами. Они предназначены для сохранения свойств асфальтобетона на протяжении 2 дней.

Как делают асфальт на заводе и можно ли его сделать самому своими руками расскажет видео:

https://youtube.com/watch?v=spdTx-qkDnk

Изготовление материала

Для технических характеристик продукта одинаково важны и состав., и метод производства, и даже способ укладки. Готовый продукт — дорожное покрытие, является результатом соблюдения технологии на всех стадиях.

Состав

Состав и ингредиенты, используемые для производства литых АБ, несколько отличаются от обычных. В России ГОСТ регламентирует требования, предъявляемые к составу и материалам при изготовлении.

  • Битум — допускается применение нефтяных битумов вязких марки БНД 40/60 или 40/90, но советуется использование улучшенных видов битума, обогащенных полимерными добавками. Особенно это касается АБ, предназначенного для мостовых сооружение или трасс с высокой нагрузкой. Например — стирол-бутадиен-стирол рекомендованных марок.
  • Щебень — используется материал из изверженных и метаморфических пород при общем содержании зерен пластинчатой формы не более 20%.
  • Песок в составе литого АБ входит природный и дробленый. При производстве АБ для верхнего слоя его использование ограничено.
  • Минеральный порошок подбирают согласно указаниям ГОСТ Р 52129-2003.
  • В состав могут входить различные модифицирующие добавки: красящие пигменты, дефлегматоры и так далее.

Приготовление литого асфальтобетона

Для изготовления литых АБ применяют битумы с высокой степенью вязкости, что означает более высокие температуры нагрева при смешивании ингредиентов. Однако чрезмерный нагрев может привести к изменению свойств, поэтому процесс приготовления стараются организовать так, чтобы ограничиться минимально возможным нагреванием.

  • Так, битум подогревают до температуры не 250 С, а 160-180 С.
  • Минеральные компоненты прогревают до 190-240 С.
  • На выпуске температура асфальтобетонной смеси оказывается равной 200-220 С. Эту величину все же считают чрезмерной.

Лучше использовать активированный минеральный порошок: в этом случае удается добиться температуры смеси в 170-190 С.

Такой способ изготовления исключает производство на месте укладки, так как температурные режимы здесь надо выдерживать жестко. Этапы производства — по общей схеме, выглядят так:

  • доставка компонентов в бункеры;
  • передача в сушильный барабан — здесь ингредиенты смешиваются и прогреваются до нужной температуры;
  • в битумной части подогревают вяжущее вещество и передают в миксер вместе с твердыми ингредиентами смеси. Время сухого перемешивания — только сухих частей материала, составляет 15-20 с. Перемешивание вместе с битумом занимает в 1,5-2 раза больше времени, чем при изготовлении обычных смесей. Для приготовления подходят любые асфальтосмесительные машины с мешалками принудительного типа;
  • транспортировка проводится только в специальных подогреваемых котлах и при непрерывном перемешивании во время движения — кохерах. Полученная смесь по свойствам близка к суспензии и может расслаиваться. При перевозке без перемешивания эта опасность заметно увеличивается, а тогда литой АБ становится непригодным.

Укладка

Доставленная смесь выгружается в специальные асфальтоукладчики. Машины проводят укладку смеси слоем нужной толщины — от 3 до 7,5 см.

Перед этим на участке строительства укладывают опорные брусья, предупреждающие растекание смеси. Брусья удаляют после того, как температура АБ снизится до 60-70 С.

Уплотнять дорожный слой не нужно. Однако для повышения шероховатости рекомендуют втапливание черного щебня. Для этого используют самые легкие катки.

О том, как происходит укладка литого асфальтобетона, вы узнаете из видео ниже:

Итоги

Горячий асфальт является качественным и прочным материалом. Подходит как для строительства крупных автомобильных трасс или аэродромов, так и для обустройства площадок или дорожек на загородном участке. Технология укладки горячего асфальтобетона отличается требованием к температуре смеси и окружающей среды. Горячий асфальт разогревается до 110-130°C перед укладкой, а температура воздуха не должна быть ниже -5°C. Толщина асфальтового слоя, как и расход материала, зависит от назначения покрытия и материала основания. Чем выше предполагается нагрузка, тем толще следует укладывать горячий асфальт (актуально для любого типа асфальтовых смесей). Чем менее прочное основание, тем толще слой покрытия. Горячий асфальт может быть разного состава. Отличия заключаются в характеристиках смеси, что зависит от назначения. Также состав асфальтобетона влияет на его стоимость: качественные составы дороже. Однако это компенсируется эксплуатационными характеристиками и длительным сроком службы. Заказывайте асфальтирование в Москве у

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий