Самодельная автоматика для ворот — откатных и распашных

Подготовка к монтажу автоматики

Для начала стоит определиться, какая автоматика будет использоваться. Различают приводы линейного и рычажного типа для таких створок. При расстоянии между внутренней стороной столба и воротной петлей менее 1,5 см может использоваться линейный механизм, который стоит значительно дешевле рычажного. В остальных случаях применима рычажная автоматика. Стоит отметить, что для ворот с открытием створок наружу, подходят оба механизма.

Как уже было сказано выше, автоматика устанавливается внутри проема. И она занимает по 15 см с каждой его стороны. В случае слишком узких распашных ворот автоматика может быть установлена вверху створки, на той высоте, которая позволит беспрепятственно использовать механизм.

Далее, нужно определиться, будут ли использованы концевые выключатели. Дело в том, что отказ от них позволит значительно сэкономить средства. Если есть возможность установить упоры в земле, которые будут ограничивать ход ворот, использование концевых выключателей необязательно.

Для монтажа привода к воротам понадобятся такие инструменты:

  • плоскогубцы;
  • изолента;
  • метр (или рулетка);
  • электродрель, но может пройти и ручная;
  • шуруповерт с разными насадками;
  • молоток.

Сборка привода с цепной передачей

Перед монтажом проверяют наличие сигнальной лампы, от покупки которой не стоит отказываться с целью сэкономить средства. Бережливость в этом плане не оправдана, т. к. повышает риск опасности для людей.

Пошаговая инструкция:

  • Монтаж привода. Его крепят на основание, которое есть в комплекте, затем конструкцию помещают между каретками. Определяют местоположение зубчатой рейки в центре шестеренки. Двигатель фиксируют гайками.
  • Установка рейки. При открытых воротах рейку приваривают к створке так, чтобы на ней было место для торцевых реле. Привод разблокируют. Створку передвигают на 1 м, соединяют шестеренки и приваривают вторую шестерню. Регулируют промежуток между шестеренками и рейкой, чтобы был плавный ход, а полотно не стучало.

Установка автоматики на двустворные ворота

Элементы конструкции устанавливаемого привода должны находиться близко от поверхности ворот, и быть тщательно изолированными от окружающей среды. Это устранит возможность попадания влаги и выхода из строя механизма по этой причине.

Подводку электричества следует размешать в пустотах столбов, а если крепление производить прямо по поверхности каменных столбов, то в специальных трубках. Это обеспечит сохранность проводов и кабелей, и даст возможность производить необходимый ремонт или выявлять неисправности в проводке.

Пульт управления автоматической системой можно установить, как обособленный блок где-то в помещении, так и непосредственно на опорном воротном столбе, где вам покажется удобным.

Монтаж элементов приводов, обеспечивающих синхронную работу створок ворот, делают строго по инструкции, сопровождающей комплект автоматики. Установка производится на панели ворот и на прилегающих элементах столба. Правильное крепление обеспечивает длительность эксплуатации ваших ворот.

Видеонаблюдение

Дополнительно устанавливаются такие системы, как видео фиксатор, который монтируют на воротном столбе или в другом месте, где обеспечивается хороший обзор. Кроме того, появились новые специальные датчики, которые при наступлении темноты автоматически закрывают ворота. Они закрепляются на панелях ворот и подсоединяются к программному обеспечению, производящему автоматическое закрытие ворот.

В последнее время воротная электроника работает не только от сетевого электропитания, но и на аварийный случай имеют блок аккумуляторных батарей. Также существуют солнечные батареи, энергии от которых хватает для работы устройства.

Схема распашных ворот с автоматическим управлением

Современные уличные автоматические двустворные ворота выглядят стильно, аккуратно и красиво. Это оформление въезда в любой двор и есть существующее веками понятие – ворота. Они бывают самых разных размеров и назначений (плотные и решетчатые, лёгкие и массивные, высокие и низкие, строгие и художественно оформленные). Промышленность предлагает потребителям выбор из более чем двух сотен цветов и фактур.

Автоматику для двустворных ворот могут комплектовать на заказ. К стандартному комплекту приводов можно добавить дополнительные системы безопасности: фотоэлементы, кнопочные панели, ключевые замки, сигнальные лампы движения и многое другое.

Откатные автоматические ворота

Очень популярны откатные ворота. Принцип работы такой же, как у шкафа-купе, где дверь движется по направляющим в сторону.

Но схема отпирания немного сложнее, чем у распашных. Необходимо обеспечить точную развесовку полотна ворот.

Надо обязательно учесть:

  1. Вес самой сдвижной створки;
  2. Наличие противовеса в схеме открывания. Если он подобран неправильно, при работе ворот в штатном режиме, неизбежен быстрый выход из строя роликов и подшипников. Поэтому главное правило при монтаже противовеса — повышенный запас прочности. На надежную работу привода влияют лед или изморось. Механизм автоматики системы с концевым магнитным выключателем предпочтительнее.

  3. Качество фурнитуры. Если направляющие и ролики выполнены из дешёвых и некачественных материалов, это скажется на плавной работе всей системы автоматики, а сам привод прослужит недолго.
  4. Проконтролировать движение всего полотна поможет специальный улавливатель.
  5. Качество монтажных работ. Обязательное условие — не нарушить геометрию всей конструкции. Это скажется на плавности движения полотна ворот без рывков или заеданий.

Плюсы откатных конструкций

Основные достоинства это:

  1. Удобство в эксплуатации.
  2. Не нужно освобождать свободное пространство, как в распашных конструкциях.
  3. Надежность.
  4. Эргономика.

Минусы

Минусов не так много:

  1. Более строгие требования к монтажу.
  2. Автоматика другого, более дорого, ценового диапазона.
  3. Устройство аварийного открывания, если отключено электропитание.

Автоматика для откатных ворот

Откатные системы также можно оборудовать автоматическим приводом. Низкоскоростным или высокоскоростным. Второй тип дороже и устанавливается на промышленных объектах с интенсивным движением автотранспорта.

Но в любом случае электродвигатель должен быть смонтирован на самодельные бетонные основания.

Управление можно спроектировать как с пульта, так и с кнопки на створках ворот. После включения электромотора через вращение ведущей шестерни передается усилие на зубчатую рейку, закрепленную на воротах. Рейка вместе с дверным полотном отодвигается в сторону. Направление вращения ведущей шестерни управляет открыванием/закрыванием.

Систему автоматики можно приобрести сразу с каркасом и створкой или произвести монтаж позже.

Откатные ворота своими руками с автоматическим управлением с пульта — популярное решение для дома!

Подготовка к постройке: чертежи и схемы

Монтаж автоматических ворот следует начинать с составления чертежа. При помощи карандаша на лист бумаги следует нанести схему ворот с учётом размеров. На схеме желательно указать основные размеры деталей.

Габариты автоматической конструкции нужно указать максимально точно. В процессе расчёта следует соблюдать такие требования:

  • при въезде транспортного средства в гаражное помещение с каждой из сторон должно остаться минимум 30 см;
  • чем больше данный показатель, тем легче будет въезжать на территорию участка;
  • ширина должна определяться с учётом вида транспортного средства.

Для обыкновенного легкового автомобиля хватает ширины 2,5 м и высоты 2 м. Для микроавтобуса высота должна составить порядка 2,5 м.

От стандартной распашной конструкции автоматическая отличается лишь наличием привода. На этом этапе следует определиться с видом устройства — будет установлено рычажное или линейное. Если планируется устанавливать раздвижные ворота, то чаще всего используется привод с рычагами. Линейный устанавливается в случае, если от крайней части опоры до петли минимальное расстояние. Если есть промежуток больше 15 см, то целесообразно использовать рычажное устройство.

Схема монтажа автоматики с указанием количества жил кабелей и их сечений

На раздвижные ворота будет оказывать влияние нагрузка от ветра, поэтому важно заранее позаботиться о защите устройств. Если планируется выполнять монтаж гаражных автоматических ворот, то уровень потолка нужно снизить на 25 см

Это следует учитывать, так как для установки понадобится место под потолочной конструкцией

Если планируется выполнять монтаж гаражных автоматических ворот, то уровень потолка нужно снизить на 25 см. Это следует учитывать, так как для установки понадобится место под потолочной конструкцией.

Схема откатной автоматической конструкции практически ничем не отличается.

Схема расположения элементов автоматических откатных ворот

В данном случае будет необходим лишь один электромотор.

Крепление передаточного механизма на откатные ворота

Передача — механизм, передающий вращающий момент от вала электродвигателя непосредственно к полотнам ворот. На откатных воротах рекомендуется установка цепной передачи.

Для нее часто используют звездочку от мотоцикла. На звездочку надевают роликовую цепь подходящей длины.

Цепь натягивают в горизонтальном положении параллельно воротным полотнам и закрепляют на их краях. Вращаясь в ту или другую сторону, звездочка будет натягивать цепочку, которая потянет створки.

Основание рамы должно быть устойчивым, лучше всего бетонным. Рама вместе с установленными на ней механизмами жестко закрепляется на грунте.

Если высота вращающихся втулок различна, то раму под автоматику откатных ворот придется делать двухуровневой.

Мотор и редуктор закрепляют на раме болтами, при этом лучше сделать в уголке не круглые, а овальные отверстия — это позволит лучше отрегулировать положение каждого механизма.

Видео:

Как правильно закрепить цепь на полотнах откатных ворот? Самой распространенной ошибкой является установка цепи на рельсовые направляющие откатных ворот.

В этом случае передача будет сильно загрязняться, а в случае накопления снега вообще не сможет работать.

Чтобы автоматика работала при любой погоде, потребуется установка дополнительной балки для привода на каждом полотне. Балку устанавливают на высоте 0,6 – 1 м от земли.

Цепь закрепляют на нижней стороне балки и закрывают сбоку футляром из пластмассы или каучука. Концы цепи приваривают к полотнам откатных ворот.

После закрепления цепной передачи на откатных воротах могут возникнуть некоторые проблемы.

Устранить этот дефект можно, приварив к последнему блоку цепочки металлический стержень. Стержень пропускают через проушину, закрепленную на раме ворот — такой «наматыватель» позволит периодически подтягивать цепь.

Второй способ устранить провисание цепочек — поставить на раму привода роликовый успокоитель цепи, жесткая спираль которого уравновесит провисание и защитит от соскальзывания цепи со звездочки.

Чтобы избежать таких сложностей, как провисание и пляска цепи, цепочку можно заменить на зубчатую рейку, но такое приспособление нельзя изготовить своими руками — придется обращаться в слесарную мастерскую.

Фото:

РАЗБИРАЕМСЯ В ПРОВОДАХ, ОПРЕДЕЛЯЕМ МЕСТО УСТАНОВКИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА

Корпус электропривода располагают рядом с проемом за роликовой кареткой. Из корпуса выходят несколько проводов.

Первый – кабель питания (220 В), идущей к розетке. Для этих целей целесообразнее использовать провод 3х1,5. Специалисты рекомендуют подключать устройство через стабилизатор напряжения.

Второй провод подает питание на сигнальную лампу. Тут можно использовать двухжильный кабель напряжением 0,75 или 0,5. Длина проводки равна расстоянию от верхушки столба, где расположена лампа, и до ближнего привода. В защитных и эстетических целях провод лучше скрыть в столбе.

Третий и четвертый кабели идут на фотоэлементы. Здесь могут возникнуть затруднения. К фотодатчикам целесообразнее подвести провод 4х0,22. Отметим, что это – четырехжильный кабель. Можно к дальнему фотодатчику протянуть двухжильных, а к находящемуся рядом — четырехжильный.

Фотодатчики согласно схеме электропроводки для откатных ворот располагают на торцевых сторонах столбов, отступив от поверхности земли 50-60 см. Ближний датчик подключается четырехжильным проводом: 2 идут на питание, 2 – для передачи сигнала управления. Кабель желательно скрыть, при этом в запасе оставить свободными 20 см. В кирпичном столбе проводку прокладывают в бороздке между кирпичиками, затем покрывают цементным раствором.

При подключении автоматики откатных ворот необходимо учесть, что кабель на дальний от мотора столб прокладывают под проемом. Его необходимо надежно защитить.

Характеристики допустимых узлов

ACSTM 114R — беспроводной двухканальный комплект дистанционного управления

При установке автоматики, подходящей на откатные ворота и выполнении всех работ своими руками требуется учитывать технологические аспекты изделия.

Тип управления

Стандартное устройство для управления можно заменить на ACSTM 114R. Двухканальный модуль беспроводного типа открывает и закрывает створки по принципу «прыжков кода». В качестве механизма управления может применяться сигнализационный пульт машины. Он предотвратит перегрузку конструкции и устранит риски попадания посторонних объектов между створками.

Основа для механической части привода

Изготовление электропривода для раздвижных створок ворот собственноручно осуществляется на основе редуктора/мотора постоянного тока с питанием от 12-24 В. Подобная схема бесперебойно функционирует при плохой погоде и при засорениях. В качестве электродвигателя подойдут:

  • стеклоочиститель машины ВАЗ-2110 с высоким крутящим моментом на выходе;
  • стеклоочиститель МАЗ – элемент от грузовика рассчитан на 24 В и работает при высокой мощности;
  • редуктор для створок от лифтовой двери;
  • двигатель от вентилятора охлаждения радиатора ВАЗа – функционирует посредством червячного редуктора i-80.

Для исполнительного механизма понадобится пара шпилей 1 м в длину и 16-20 мм в диаметре.

Принцип работы устройства

Принцип устройства автоматических ворот

Электрический воротный привод работает посредством подачи импульса с шестеренки вала моторедуктора на ведомые шестеренки концов шпилек. Для этого задействуется крутящий момент и гипоидная передача.

На момент вращения в обратную сторону шестеренки на шпильке неподвижны. Двигается только гайка, соединенная с одним концом тяги. Второй конец соединяется с полотном сдвижной конструкции. Винт, вращаясь, перемещает гайку по ползунковой направляющей. Этот элемент толкает тягу на воротах.

Вторая часть привода зеркально отражает функционал первой. Винты вращаются друг навстречу другу, а гайки разъезжаются в зависимости от направления вращения. Для движения створок за гайками используются штанги.

Заводские латунные гайки отличаются неистираемой резьбой. Для прочности поверх элемента надевается кожух из стали, тяга крепится на шарнирах. Радиально-упорные подшипники обеспечивают оптимальное распределение нагрузки. Установка системы производится над швеллером поверх ворот, который соединен с опорными стойками.

Вариант сборки со звездочкой от велосипеда

Привод откатных ворот со звездочкой от велосипеда

Ведомую шестерню активирует редукторный мотор. Шестеренка протягивает цепь вдоль профильной направляющей трубы. По ней движутся каретки с тяговыми шарнирами.

Использование двух велосипедных звездочек со ступицей, а также велосипедной цепи или тросика из стали облегчает процесс регулировки. По себестоимости данная система дешевле, но доработка требует применения сверлильного или токарного оборудования. Подобные станки есть не у каждого домашнего мастера.

Работайте с готовыми узлами.

Автоматика для откатных ворот

Комплект автоматизации откатных ворот включает в себя:

  • двигатель привода;
  • система фотоэлементов;
  • сигнальная лампа;
  • антенна приема сигнала;
  • блок управления.

Двигатель привода выполняет основную роль в открытии ворот, так как по команде с блока управления выполняет открытие либо закрытие ворот. Двигатель, как правило, используется маломощный на напряжение питания 220 вольт. Для усиления передачи крутящего момента применяется чаще всего червячный редуктор. Схема подключения двигателя гарантирует его работу в реверсивном режиме.

Система фотоэлементов сдвижных либо раздвижных ворот обеспечивает блокировку их работы, если в зоне действия лучей находится препятствие. Такая несложная конструкция является лучшим гарантом от преждевременного срабатывания механизма ворот. Монтаж и настройка данной системы должна выполняться профессионалами.

Антенна приема сигнала устанавливается на столб ворот, для обеспечения качественной связи на длинные дистанции. Радиус действия данной антенны может измеряться сотнями метров и позволяет своевременно передать сигнал на открытие или закрытие ворот.

Блок управления принимает и преобразует полученный радиосигнал и при соответствии всем условиям начинает передавать команды на двигатель. Кроме того, блок управления контролирует систему фотоэлементов и сигнальную лампу. Монтируется подобный блок в герметичный контейнер, для избегания попадания атмосферных осадков.

Выбираем электропривод для распашных ворот

Разберем производителей, продукция которых, судя по отзывам, отличается качеством, надежностью, длительным сроком службы.

Doorhan

Отечественная компания-производитель. Начало деятельности ‒ 1994 год. Занимается выпуском, реализацией ворот, входных дверей, автоматики и других комплектующих к ним.

В продаже доступны ворота:

  • распашные;
  • откатные;
  • рулонные.

Компания выполняет индивидуальные заказы на изготовление ворот для промышленных объектов, где длина полотна достигает 20 м.

Весомое преимущество автоматических систем управления «Дорхан» ‒ бесперебойное функционирование даже в сильные морозы при температуре до ‒40 градусов, что не предусмотрено в автоматике импортных производителей.

Пользователи отмечают современный дизайн продукции, продуманность пультов дистанционного управления. Последние с помощью светового индикатора сообщают владельцу, закрыты ворота или нет.

Faac

Один из лидеров рынка по выпуску автоматических систем. Итальянский концерн FAAC Group существует больше 50 лет. Имеет 32 филиала и 80 официальных дилеров в разных странах.

Среди преимуществ его автоматики стоит выделить:

  1. Возможность подключения к резервному источнику питания (при отсутствии электричества).
  2. Ворота можно открыть вручную. Нужно просто снять блокировку.
  3. В наличии подземные приводы, которые не портят дизайн кованых, деревянных ворот. Кроме того, такой привод не занимает места с наружной части створок.

Nice

Появилась на рынке в 1990 году.

В перечень выпускаемой продукции входят:

  • автоматические системы управления входными дверями, воротами, роллетами;
  • шлагбаумы и комплектующие к ним;
  • маркизные системы;
  • сигнализации;
  • системы видеонаблюдения;
  • механизмы для контроля освещения.

Для самооткрывающийся распашных ворот выпускаются три типа привода (принцип их работы описан в разделе выше):

  • линейный;
  • рычажный;
  • подземный (скрытый).

Все приводы изготовлены из высококачественного материала и имеют продуманный дизайн.

Came

Начало деятельности немецкой компании ‒ 1972 год.

Специализация:

  1. Выпуск, обслуживание автоматических систем для ворот частных гаражей, ограждений, в промышленных целях.
  2. Разработка и реализация систем контроля доступа.
  3. Продажа различных моделей сигнализаций, видеонаблюдения.
  4. Выпуск систем типа умный дом.

Для распашных ворот приводы представлены следующими сериями:

  1. Рычажные. Получили названия Stylo, Ferni, Flex, Fast.
  2. Линейные. В продаже доступны Krono, Amico, Ati, Axo.
  3. Подземные (скрытые). Реализуются Myto, Frog, Frog-J, Super Frog.

Обустройство автоматических распашных ворот своими руками

Самостоятельное создание ворот распашного типа, оснащенных автоматикой, происходит поэтапно.

Составление проекта

Навешивание полотна перед покраской

Чертеж, на котором отображены размеры, внешний вид и особенности автоматики, составляется на бумаге от руки или в специальной программе.

Изготовление полотна

По размерам изделия на основном материале делают разметку с учетом габаритов створок и зазора между ними. Материалом может быть профлист или сталь. Для ребер жесткости понадобится профтруба. Элементы раскраивают на станке и соединяют сварочным аппаратом.

Сварка усиливающего каркаса

Прямоугольные рамки соединяют жесткими перемычками и обшивают. Сборка производится на ровной поверхности, геометрия створок внимательно проверяются.

Необходимость рамы

Автоматизация ворот

На въезде конструкция не понадобится – створки фиксируются на стойках навесами. При наличии рамы рассчитывают ее параметры, выдерживают диагональность и параллельность линий.

Строительство опор

После замеров проема устанавливаются метки и по ним выкапываются ямы, дно которых засыпается щебнем. Столбики выравниваются и заливаются бетонной смесью.

Монтаж ворот

Для крепления полотна используют навесы и шарики. Створки ставят в контур рамы, проверяют ровность расположения и скрепляют с навесами сваркой. Безрамные изделия прикрепляют струбцинами и усиливают сваркой.

Установка привода

Электропривод на ворота ставится по завершении процесса монтажа полотна. После этого выбирается вариант электроснабжения и проводится подключение по схеме. Оборудование с проводами прячется в монтажный короб. На заключительном этапе систему проверяют.

Принцип работы линейного привода (актуатора)

Актуатор ‒ разновидность электромеханической автоматики, которая пользуется наибольшим спросом.


Среди его плюсов:

  1. Недорогой.
  2. Устанавливается просто.
  3. Открывается наружу.

Запускается в работу в следующем порядке:

  1. С помощью редуктора мотор вращает винт.
  2. При этом винт с гайкой двигаются в том же направлении, что и направляющая.
  3. Выполняется преобразование вращения в линейное.
  4. Двигающаяся гайка обеспечивает открытие конструкции.

Блок управления регулирует работу мотора и в нужный момент замедляет ее. Это способствует продлению срока службы линейного привода.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий