Технология укладки
Процесс похож на укладку обычного горячего асфальта, но с некоторыми нюансами. Укладка холодного асфальта включает в себя несколько этапов. Они просты и занимают мало времени, но все обязательны для выполнения. Когда все этапы проведены правильно, по новому покрытию сразу же может передвигаться транспорт. Здесь представлен пример ремонта дороги, но для использования на даче или во дворе частного дома следует придерживаться того же алгоритма.
Технология укладки холодного асфальта
Подготовительный
На этой стадии проводится разметка, удаляется старое дорожное покрытие, нарезаются швы. Обрабатываемый участок выделяется линиями по периметру, с запасом в 5 см с каждой стороны. Если рядом расположено несколько ям, их следует объединить.
Демонтаж старого полотна проводится отбойным молотком или фрезой. Швы нарезаются болгаркой или специальным режущим инструментом по всей глубине. Необходимо следить за сохранением вертикальности боков ямы.
Подготовка дорожной ямы к укладке холодного асфальта
Очистка
Нужно избавиться от крупных частей старого покрытия, удалить асфальтовую крошку. Весь мелкий мусор и влага тоже убираются. Это очень важный этап — если при укладке холодного асфальта в него попадут посторонние включения, это затруднит процесс схватывания двух материалов.
Обработка битумной эмульсией подготовленной выбоины. Эта процедура не обязательна, но для увеличения срока службы восстановленного участка ее очень желательно провести. Средство можно купить в строительном магазине. Это липкая жидкость, которая состоит из битума, воды и других компонентов.
Укладка
Асфальт высыпают на подготовленную поверхность и разравнивают. Если в смеси обнаружились слипшиеся комки, их необходимо разбить любым удобным инструментом.
Слой не должен превышать 5 см. Если этой толщины недостаточно, и глубина основания больше, можно подсыпать на дно необходимое количество щебня. Но это уменьшит качество сцепления с поверхностью. Поэтому лучше провести процедуру укладки в несколько слоев, хорошо уплотняя каждый из них.
Новое покрытие должно на 2 см выступать от основной поверхности — холодный асфальт имеет свойство уплотняться и просаживаться под воздействием проезжающих машин.
Технологическая схема укладки холодного асфальта
Трамбовка
Для этого можно использовать ручной метод, но больше подойдет виброплита. Утрамбовывание проводится по спирали. Особенно внимательно нужно проработать стыки.
Свежее покрытие перед использованием нужно посыпать песком или цементом — так оно не будет прилипать к колесам машин.
Трамбовка холодного асфальта
По сути материалов дорожного покрытия
Как правило, выбор владельцев домов основывается на нескольких факторах.
Основными из них являются:
- территориальная доступность и цена материала,
- величина затрат на устройство покрытия,
- срок эксплуатации,
- необходимость текущего ремонта.
Исходя из данных критериев, мы и будем разбираться, что лучше бетон или асфальт?
Для того чтобы несколько упростить выбор, следует сразу заметить, что процессы подготовки грунта под заливку бетона, укладку асфальта или тротуарной плитки весьма схожи и влекут за собой примерно равные затраты. Говоря примерно равные, мы имеем в виду порядок цены, хотя бетонное покрытие и потребует несколько больших временных и материальных ресурсов.
Дорожный пирог подготовки под все виды покрытий примерно одинаков
Где используется холодный асфальт?
- Восстановительный ремонт ямочного типа на дорогах федерального и магистрального значения.
- Восстановительный ремонт ямочного типа расположенных на прилегающих территориях дорог.
- Восстановительный ремонт ямочного типа площадок и дорог рядом с автозаправочными станциями.
- Укладка асфальта вокруг люков.
- Гидроизоляция и защита имеющих плоскую форму кровель.
- Создание в коттеджном строительстве отмостки цоколя фундамента.
- Обустройство в гараж пола.
- Создание дорожек на дачных участках.
- Ремонт автомобильных стоянок и дорог во дворах спальных районов.
- В мостовых и дорожных терморасширительных швах холодный асфальт может использоваться для уплотнения.
- Восстановление асфальта после установки или замены решеток для стока воды и ливневок.
Технология укладки
Процесс похож на укладку обычного горячего асфальта, но с некоторыми нюансами. Укладка холодного асфальта включает в себя несколько этапов. Они просты и занимают мало времени, но все обязательны для выполнения. Когда все этапы проведены правильно, по новому покрытию сразу же может передвигаться транспорт. Здесь представлен пример ремонта дороги, но для использования на даче или во дворе частного дома следует придерживаться того же алгоритма.
Технология укладки холодного асфальта
Подготовительный
На этой стадии проводится разметка, удаляется старое дорожное покрытие, нарезаются швы. Обрабатываемый участок выделяется линиями по периметру, с запасом в 5 см с каждой стороны. Если рядом расположено несколько ям, их следует объединить.
Демонтаж старого полотна проводится отбойным молотком или фрезой. Швы нарезаются болгаркой или специальным режущим инструментом по всей глубине. Необходимо следить за сохранением вертикальности боков ямы.
Подготовка дорожной ямы к укладке холодного асфальта
Очистка
Нужно избавиться от крупных частей старого покрытия, удалить асфальтовую крошку. Весь мелкий мусор и влага тоже убираются. Это очень важный этап — если при укладке холодного асфальта в него попадут посторонние включения, это затруднит процесс схватывания двух материалов.
Обработка битумной эмульсией подготовленной выбоины. Эта процедура не обязательна, но для увеличения срока службы восстановленного участка ее очень желательно провести. Средство можно купить в строительном магазине. Это липкая жидкость, которая состоит из битума, воды и других компонентов.
Укладка
Асфальт высыпают на подготовленную поверхность и разравнивают. Если в смеси обнаружились слипшиеся комки, их необходимо разбить любым удобным инструментом.
Слой не должен превышать 5 см. Если этой толщины недостаточно, и глубина основания больше, можно подсыпать на дно необходимое количество щебня. Но это уменьшит качество сцепления с поверхностью. Поэтому лучше провести процедуру укладки в несколько слоев, хорошо уплотняя каждый из них.
Новое покрытие должно на 2 см выступать от основной поверхности — холодный асфальт имеет свойство уплотняться и просаживаться под воздействием проезжающих машин.
Технологическая схема укладки холодного асфальта
Трамбовка
Для этого можно использовать ручной метод, но больше подойдет виброплита. Утрамбовывание проводится по спирали. Особенно внимательно нужно проработать стыки.
Свежее покрытие перед использованием нужно посыпать песком или цементом — так оно не будет прилипать к колесам машин.
Трамбовка холодного асфальта
Недостатки холодного асфальта
Холодная смесь неактуальна в вопросах капитального строительства проезжих частей с большой проходимостью. Под этим понимается применение холодного асфальта с целью замены полотна на 100%. Для капремонта его не рекомендуют использовать из-за разрушения под высокими нагрузками.
Но, как правило, это и не делают, поскольку другим недостатком считается высокая стоимость материала. По подсчетам специалистов 1 квадратный метр покрытия будет стоить до 3 раз дороже, нежели использовать асфальт горячего производства.
Трамбовка холодного асфальта
Экономия сводится к тому, что этот асфальт задействуют малыми партиями. В свою очередь асфальт, произведенный по горячей технологии, для заделывания ям и трещин вам никто не повезёт дешево, или привезут, но за большие деньги. Поэтому покупая такой состав в мешках, вы доставляете его на личном автомобиле и выполняете ремонт сами. Так вы сэкономите деньги.
Для справки, примерная цена за 1т горячего асфальта составляет 3000 руб. За аналогичный объем холодного асфальта придется отдать до 10 тысяч рублей. Сэкономить можно на трудозатратах, отсутствии нужды применять специальную технику и других нюансах работы.
Разновидности асфальта
Существует несколько признаков, по которым может классифицироваться асфальт и приготовленные с его участием асфальтобетонные составы.
По происхождению материала различают:
- природный. Является ископаемым материалом с высоким содержанием углерода (до 85%). Наиболее часто встречается в местах близких к поверхности залежей нефти. Более дорогой, по сравнению с искусственным асфальтом, наиболее часто используется при приготовлении битумов;
- искусственный. Получается путем перегонки предварительно добытой нефти. Применяется для изготовления всех видов смесей асфальтобетона. При строительстве дорог, главным образом, используется именно искусственный асфальт, поэтому далее при рассмотрении видов материала будет рассматриваться именно эта его разновидность.
По способу укладки в дорожное покрытие все асфальтобетонные смеси можно разделить на три группы:
- горячие. Данный вид асфальтобетонной смеси должен укладывается при температуре не ниже 120 градусов. При этом используется вязкий битум;
- теплые. Температура укладки смеси находится в диапазоне между 40 и 80 градусами. Тип используемого вяжущего битума – маловязкий;
- холодные. Производство работ по укладке производится при температуре окружающего воздуха (которая не должна быть ниже плюс 5 градусов). Тип применяемого при этом битума – жидкий.
Еще одним признаком, по которому можно классифицировать смеси асфальтобетона, является размер фракции наполнителей (песка и щебня):
- крупнозернистая смесь (средний размер фракции – около 40 мм);
- среднезернистая (размер используемых фракций наполнителей – примерно 25 мм);
- мелкозернистая смесь, иначе называемая песчаным асфальтом (используется фракция наполнителей — 5-15 мм).
В последние годы большое распространение получил так называемый литой асфальтобетон.
Его отличие заключается в добавлении при изготовлении смеси полимерно-битумных вяжущих. В результате получается материал, превосходящий по ряду характеристик обычные смеси. Однако он несколько дороже и нуждается в более сложной технике для доставки непосредственно на объект и последующей укладки.
Преимущества материала
При укладке холодного асфальта своими руками можно отметить следующие преимущества материала:
- быстрота и легкость укладки. Для проведения монтажных работ требуется минимальное количество времени и сил;
- отсутствие потребности в привлечении профессиональной техники и оборудования;
- материал поступает к потребителю в сухом виде, полностью готовом к применению без проведения подготовительных операций;
- для трамбовки покрытия достаточно ручных инструментов или виброплиты невысокой мощности;
- монтажные работы можно осуществлять при -25°С, что очень удобно;
- доставка материала на объект может производиться в любое время года независимо от сроков его применения;
- смесь разрешается хранить на протяжении 2 лет в любых условиях (в заводской упаковке до 10 лет).
Технология укладки холодного асфальта
Укладка и технология
Для укладки мягкого асфальта сначала нужно очистить яму. Должно остаться старое покрытие или бетон. Строительным феном нужно высушить влагу ямы – это продлит срок эксплуатации асфальтобетонного покрытия.
Очищенная поверхность обрабатывается битумной эмульсией для хорошего сцепления старой поверхности и новой укладки.
Липкая эмульсия позволяет наилучшим образом соединить материалы. Эмульсия продается в строительных магазинах.
Перед использованием при низких температурах мешки с асфальтом следует поместить на 2 дня в помещение, где температура будет больше +10 градусов. Это позволит битумной смеси быть мягкой и эластичной, благодаря чему качество укладки будет хорошим.
Консистенцию разрыхляют, прогревают газовой горелкой и укладывают на участок. Вмятины и трещины на дороге заполняются жидкой смесью. После этого смазывают кисточкой или щеткой, смоченной в эмульсии и укладывают асфальт — высыпают в яму и разравнивают место.
Глубокие ямы заделывают несколькими слоями, каждый из которых должен быть толщиной максимум 6 см. Каждый слой разравнивается, трамбуется
Важно: поверхность асфальта на 1-2 сантиметра делать выше уровня старого покрытия, так как после трамбовки материал просядет. В результате образуется общая гладкая поверхность
Чтобы укладывать холодный асфальт своими руками, для трамбовки используют виброплиту или ручную трамбовку.
Признаком качественно сделанной утрамбовки является отсутствие ее следов.
При ручной укладке используют пластификатор. Однако нужно учесть, что асфальтобетон можно будет использовать спустя 6 часов.
Часто мягкий асфальт укладывают не опытные мастера, а владельцы домов или участков. Для них очень сложно определиться с точным объемом требуемого материала. Во избежание перерасхода или недостатка, рассчитывают требуемый объем асфальта с помощью его веса на один квадратный метр.
На один квадратный метр при толщине 1 см необходимо 25 кг асфальта. Для определения объема требуемого материала, нужно лишь знать площадь того места, где будет укладываться асфальт и его толщина.
После асфальтирования рекомендуется отсыпать поверхность песком или цементом для дополнительной защиты от воздействия влаги.
Эксплуатировать покрытие можно сразу после ремонта дороги.
Технология работ с холодным асфальтом
Для применения в небольших количествах необходимо определить, какое количество смеси необходимо приобрести, для этого следует знать, что 1 кубический метр смеси весит от 1100 килограммов до полутора тонн, демонтированный старый асфальт имеет вес 1400 килограммов на кубический метр.Технологический процесс производства работ по ремонту покрытия дорожного полотна с использованием холодного асфальта заключается в следующих этапах:
- Поврежденный участок размечается так, чтобы захватить площадь на расстоянии 5 сантиметров от границ повреждений, нарезаются швы и удаляются материалы поврежденного участка покрытия фрезой или отбойным молотком.
- Производится очистка демонтированного участка от остатков покрытия и пыли.
- Производится обработка битумом краев и дна подготовленного к ремонту участка.
- Слой асфальта не должен по толщине превышать 5 сантиметров, если глубина ремонтируемого участка больше, необходимо подсыпать слой щебня. Насыпать слой асфальта необходимо с условием, чтобы он выступал на 2 сантиметра над уровнем дорожного полотна, это так называемый запас уплотнения.
- Производится уплотнение ручное или виброплитой, начиная от краев к середине.
- По окончанию уплотнения, отремонтированный участок следует посыпать цементом или песком во избежание прилипания смеси к колесам автомобилей.
Недостатки холодного асфальта
Даже такие современные и удобные в использовании материалы имеют свои недостатки:
Холодный асфальт
- цена на эту зарубежную инновацию в 3 раза выше, чем на обычный асфальт;
- для трасс, автострад и прочих территорий с интенсивным движением укладка холодного асфальта не подходит — он не выдержит таких нагрузок и быстро разрушится;
- влагоустойчивость ниже, чем у традиционного аналога;
- поверхность необходимо тщательно вычистить, иначе при попадании любой пыли в асфальтовую смесь будут нарушены его свойства.
По вопросу стоимости на практике выходит не так уж дорого, если учесть, что им производится только мелкий ремонт и заделка ям. К тому же, здесь меньше трудозатраты и не требуется применение техники.
Использование его для полной укладки дорожного полотна не производится не только из-за высокой стоимости. Дело в его свойствах — материал должен быть уложен в углубление. Иначе под весом машин он просто расползется, а груженую фуру он тем более не выдержит.
Видео по теме: Технология укладки холодного асфальта
Публикации по теме
Как правильно выполнить укладку асфальта во дворе дома
Технология укладки тротуарной плитки на бетон
Руководство по укладке брусчатки своими руками
Приусадебный участок
Технологический прогресс благотворно воздействует на все сферы деятельности современного человека. Производство строительных материалов не исключение, и разработка совершенно новых видов строительной продукции сегодня имеет постоянно нарастающую динамику.
Гипсокартон, ламинат, лего кирпич, пластиковые окна, светодиодное освещение – вот далеко не полный перечень инновационных продуктов, без которых сегодня сложно представить строительную область.
К аналогичным разработкам можно отнести и холодный асфальт – современный строительный материал, предназначенный для покрытия дорожного полотна без применения дорогостоящего подготовительного оборудования.
Это интересно: Состав тротуарной плитки — пропорции раствора
Состав и приготовление холодного асфальта
Холодный асфальт состоит из многих компонентов, в него включаются щебень, песок, битум, керосин или другой вид топлива, различные добавки. Добавки обеспечивают вязкость смеси, и возможность применять его при различных температурах.По составу холодный асфальт почти идентичен составу обычного горячего асфальта, он состоит из минерального наполнителя, щебня особой формы, битума и пластификаторов. Щебень в холодном асфальте используется мытый и имеющий кубовидную форму, что позволяет обеспечить более плотное прилегание фрагментов наполнителя друг к другу. Также добиться большей плотности прилегания позволяет битум и на сцепление влияет цвет щебня, серый и черный улучшает сцепление с битумом.
Пластификаторы обеспечивают образование пленки, которая препятствует испарению углеводородов из битума до сцепления его с поверхностью основания.
Производят этот материал по нескольким технологиям:
1.Без нагревания, добавление в качестве вяжущего битумных добавок позволяет изготавливать смесь без нагревания, изготовленный по этой технологии состав дает лучшую сцепку с поверхностью, даже увлажненной и не нуждается в охлаждении после приготовления.2.С нагреванием, в этом случае смесь изготавливается по такой же технологии, что и горячий асфальт. Минеральные наполнители проходят процесс сушки и нагреваются до 110 градусов, затем в смесь добавляется битум, после перемешивания готовый состав с температурой 105 градусов отправляется для охлаждения до 25 градусов и затем фасуется в емкости для реализации. Храниться готовая смесь может, в зависимости от условий хранения и видов применяемых битумов, от двух недель до полугода.При плюсовых температурах смесь может храниться под открытым небом, вне помещений.
Особенности технологии
Холодный асфальт представляет собой традиционную смесь асфальтобетона. Для ее приготовления используется нефтяной битум, который характеризуется низкой или средней скоростью схватывания.
Битум нефтяной
Также в состав укладочной смеси входят различные добавки и пластификаторы. Тщательно подобранный состав асфальтобетонного раствора позволяет использовать его для устройства дорожных полотен со средней или небольшой интенсивностью движения.
Холодный асфальт чаще всего используют для быстрого восстановления покрытия разного типа. Сфера применения материала ограничивается проведением следующих операций:
- ямочный ремонт дорог;
- можно класть садовые или пешеходные дорожки на частной территории;
- формирование отмостки вокруг зданий;
- асфальтирование территории участка, в том числе автомобильных подъездов;
- проведение регламентных работ.
Жидкий асфальт, произведенный традиционным способом, отличается от своего сухого аналога способом твердения. Первый материал набирает проектную прочность в процессе остывания разогретых до высоких температур основных и дополнительных ингредиентов.
Прочное основание под асфальт — залог его долговечности
Грунт подготовлен, но это не значит, что можно укладывать асфальт. Нужно прочное основание под него. Основание для асфальтного покрытия бывает двух типов:
- Жесткое (железобетонные плиты). Дорого. Для домашних работ – нерентабельно.
- Нежесткое (камни + песчаная подушка).
Для укладки асфальта в домашних условиях рекомендуем нежесткое основание. Для этого следует насыпать слой крупных камней, утрамбовать. Затем слой мелких. Снова утрамбовка. Не нужно сыпать слишком толстые слои камней. Для дорожек достаточно 5 см, а для автомобильных проездов – 15 см. Под камнями подразумеваются гравий, щебень или битый кирпич. Наиболее популярный и выносливый – гранитный щебень. Но, если у вас имеются запасы старого бытого кирпича, то он тоже – отличное основание под асфальт. Следует только хорошенько его уплотнить. Каменное основание посыпается слоем песка.
При трамбовке последнего слоя – песка, нужно щедро полить его водой. Так он лучше и быстрее осядет и уплотнится. Не скупитесь на хорошую технику – виброплиту или виброногу, ведь от качества основания во многом зависит сок службы асфальта.
Утрамбовали? Теперь установите бордюры по бокам. Можно выложить декоративные бортовые камни. Бордюр – это завершенность и аккуратность асфальтной дорожки. Но его назначение не только украсить асфальт. Он отвечает за целостность покрытия. Нужен для того, чтобы асфальт не расползался со временем.
Применение
Применяется холодный состав для ямочного ремонта дорожного покрытия автомобильных дорог, чтобы не допустить дальнейшего разрушения дороги. Ремонт производится небольшими участками, рекомендуется укладывать смесь на площади не более 5 квадратных метров. Меньшая прочность смеси в сравнении с традиционным асфальтом обусловила его применение на дорогах от 3 до 5 категории. Несмотря на довольно высокую стоимость, холодный асфальт в настоящее время широко используется благодаря имеющимся преимуществам перед другими видами материалов, его сферами применения являются:
- Производство ямочного ремонта дорог и площадок.
- Устройство отмостки и подъездов к домам.
- Ландшафтное благоустройство.
- Обустройство дорожных люков.
- Перроны вокзалов, виадуки.
- Различные труднодоступные места путепроводов, устранение колеи на дорогах.
- Устройство плоских кровель, гидроизоляция водостоков.
- Устройство полов в гаражах и мастерских.
Широта применения смеси обусловлена простотой его применения, отсутствием необходимости в специальной технике и механизмов, возможностью применения в широком диапазоне температур.
Применение и укладка холодного асфальта
Холодный асфальт пригождается не только при ямочном ремонте, выкладке отмостков домов и усадебных троп. Смесь зарекомендовала себя на пиронах железнодорожных вокзалов и «мощении» виадуков.
Минимум техники, необходимой для укладки холодной смеси, делает ее единственным вариантом для ремонта труднодоступных участков путепроводов и автомобильных трасс.
Пригождается герой статьи и в ремонте дорожных люков. Вокруг них асфальт часто крошится, выступает над полотном трассы. Холодным составом люки удается оформить аккуратно.
Это касается и подъездов к гаражам. Так же, холодный асфальт используют при устранении колейности дорог. Последняя считается одним из основных факторов травматизма на трассах.
Колейность – продолжительные углубления в покрытии дороги. Раньше, колеи в земляных трассах оставляли колеса телег. На асфальте колеи – итог неправильной укладки, плохого качества смеси и движения по ней большегрузов, особенно, с неправильно распределенной нагрузкой на ось авто.
На парковках тоже предпочитают укладывать холодный асфальт. Стоянки часто открывают в морозы, дожди. Дабы бизнес отработал первый сезон, владельцы парковок закупают героя статьи. Он продается в многотонных упаковках, а так же, мешках по 50 и 25 кг. Сколько холодный асфальт при этом стоит, расскажем в финальной главе.
Подводим итоги
Теперь вы знаете все о том, как использовать холодный асфальт. Состав, в который входят жидкие битумы и пластификаторы, позволяет добиться нужной адгезии даже в мороз до –30 градусов, поэтому смесь часто применяют для ямочного ремонта. В силу простоты укладки и неплохих характеристик такие смеси нашли широкое применение в области оформления частных придомовых участков: обустройство детских площадок, подъездных путей, дорожек, стоянок.
Единого рецепта холодной смеси нет. Каждый производитель решает сам, в каких пропорциях сочетать компоненты и какие добавки использовать.
Если вам нужно качественное долговечное покрытие, обращайтесь в , поскольку мы:
- Сами укладываем материалы. Беремся как за простые проекты на частных территориях, так и за асфальтирование, ремонт государственных дорог.
- Работаем строго по ГОСТу. Следим за тем, чтобы толщина укладываемого материала, соответствовала тому, что мы обещаем своему клиенту.
А также подробно консультируем по всем вопросам и помогаем составить смету проекта!